КАК ШКОЛА ДИСКРЕДИТИРУЕТ СЕБЯ.

Я напишу, вероятно, банальные вещи, но именно то, что они стали банальными, расстраивает и даже пугает. Я напишу о том, как школа дискредитирует себя. Дискредитирует уверенно, с напором. Я даже не буду говорить о том, что учителя порой пишут с ошибками замечания в дневниках или пропускают ошибки у учеников в тетрадях, даже не имею в виду иногда абсурдный смысл записей и не пишу о том, что ученикам грубят. Хотя, пожалуй, проиллюстрирую. Учителя не было почти месяц, уроки по предмету не велись, замену никто не организовывал, и вот открытый ученик начальной школы, увидев учителя, спрашивает: «А где вы так долго были, почему у нас уроков не было?». Заметьте, ребенок не упрекает, а искренне интересуется, проявляет участие. В ответ летит: «Как ты смеешь спрашивать у учителя такие вещи? Ты ученик или кто?». Что же такого спросил ребенок? В другой раз дети интересуются, почему надо именно в марте сдать темы творческих работ, ведь говорили, что делать их надо летом? В ответ получают ёмкое: «Не ваше дело!». А чье? Чье же это дело, если не их? Ответы на вопросы: «А как делать такое-то задание?» вовсе стали классическими: «Иди сам пиши!». Но сейчас я хочу поделиться наблюдениями за тем, как школа дискредитирует себя на более «высоком» уровне.
Во-первых, школа подставляет своих детей. Я имею в виду подставные конкурсы, подлость организаторов-участников которых беспредельна. Рассказывает мама 13-летнего ученика: «Ребенку неожиданно сказали, что через неделю он участвует в конкурсе. Учитель дала книгу и список вопросов с ответами, которые надо было выучить. Я решила, что это типовые вопросы-ответы, аналогичные тем, что будут на конкурсе. Заставила ребенка все на пять раз прочитать. Приезжаем в соседнюю школу. Наш учитель в жюри. И тут выясняется, что это не типовые вопросы-аналоги, а те самые, которые сейчас всем будут задавать, и что только наши дети могут абсолютно правильно ответить, а сейчас им надо запомнить, где лежат вопросы, за ответ на которые дают самый высокий балл! Вы представляете? Дети тянут по подсказке учителя вопросы, выдают заранее выученный ответ, побеждают, и все счастливые едут домой. Когда я говорю ребенку, что это нечестно, он отмахивается и заявляет: фигня, главное, что мы победили!».
Со своей стороны, я могу рассказать примерно такую же историю, но в моем примере ответы знали ученики как раз соседней школы, наши дети проиграли и плакали, а наш учитель, сидя в жюри, ничего не мог сделать, хотя потом честно признал: да, конкурс подставной и нечестный. Скажите мне, почему школа допускает такие игры с детской психикой? Почему нормально учить детей обманывать и радоваться победе, полученной подлейшим образом? Почему надо заставлять детей участвовать в конкурсе, если заранее ясно, что он подставной? Мне грустно вспоминать, как наш учитель пытался успокоить расстроенных проигравших детей, и отвратительно думать, что школа позволяет так себя дискредитировать.
Во-вторых, школа дискредитирует себя тем, что дает невыполнимые для ребенка задания. Невыполнимые самостоятельно. Только с участием родителя, причем участие в процентах в реальности доходит до безумных 90%. Что ребенок не может сделать сам? Обязательный исследовательский проект. В качестве образца нам, например, показали письменную работу объемом почти в 60 страниц: гипотеза, цель, задачи исследования, обзор литературы (точнее, сайтов) по проблеме. Вся теория сдута из Интернета, практически ничего, сформулированного самим ребенком. Разумеется! Потому что 10-летнему ученику просто не под силу написать своими словами 50-60 страниц текста, да даже 20! Естественно, все копируется из Сети, а в лучшем случае записывается со слов мамы-папы. Но ведь школой цель проекта подается под вывеской: «Это научит ваших детей самостоятельности и умению мыслить!». Что же тут учит мыслить? Плагиат из Интернета? Метод «копировал-вставил»? Зачем давать такие неподъемные для детей задания? Почему такие объемы, почему поощряется плагиат? Когда я спросила это на родительском собрании, получила ответ: а почему нет, это же ребенок? Конечно, нет! Именно потому что ребенок! Если для него с самого начала исследовательской работы метод «копировал-вставил» – это нормально, то он вряд ли научится творить, думать, писать, создавать свой текст!
Отвлекусь на иллюстрацию. У меня сейчас на руках 12 курсовых работ. И все 12 – плагиат с разных сайтов. ВСЕ! Более того, некоторым авторам крайне сложно объяснить, что это плохо. Студент первого курса, стоящий передо мной, слыша слово «плагиат», не понимал, что я имею в виду. Когда я объяснила, он спросил: «А почему так нельзя?». Ответила: потому что проверяется ВАШЕ умение строить текст, выражать понятую научную мысль, комментировать, анализировать. Снова вопрос: «А почему в школе так можно было?». Действительно, почему? Почему не дать задание написать не 50, а 5 страниц, пусть со смешными суждениями, но СВОИМИ! Пережитыми, волнующими, важными для ребенка, а не школы.
Проекты, которые учеников заставляют делать, совершенно отрицают самостоятельность работы. Они подразумевают, что родители выложатся, помогая ребенку, вытаскивая из него желание заниматься наукой, что это сблизит родителей и детей, заставит старшее поколение не быть равнодушными к чадам. Вы меня простите, но это чушь полная! Если родителям не все равно, если они настроены на развитие своего ребенка, так они делают это и без школьных заданий. А если мама-папа пьют беспробудно или заняты карьерой и зарабатыванием денег, то никакой проект их от этих занятий не отвлечет. Закончится все чистейшим плагиатом или двойкой.
Что еще поражает в этих проектах, так это ориентация на продукт. Ребенок должен выбрать такую тему, которая завершится добыванием конкретного продукта как результата исследовательской деятельности. При этом открыто заявляется, что школе не подходит то, что нравится ребенку, поэтому темы для проектов должны соответствовать интересам школы. А главное – продукт. Не рекомендуется брать темы, предполагающие чисто информационное исследование. Никому не интересно, если ваш ребенок изучит религию или историю, астрономию или динозавров, потому что в результате он получит знания, но не продукт. Почему же так обесценивается само знание? Разве не знания должна давать школа? Почему более важными считаются фотографии, смонтированные в мультик, а не прочитанная и обдуманная литература по истории России, например? Почему считается, что объем проделанной работы над проявлением фотопленки больше, чем объем работы над изучением особенностей земной коры или планет-карликов? Почему выращенная плесень не впечатляет? Почему понятое ребенком устройство мыла и его варение не лучший вариант? Почему вообще в данном случае идет речь о лучше и хуже, если цель – сделать открытие и поделиться с друзьями? Вероятно, мне ответят, что лучше или хуже – это рассуждения с конкурсов, а школе все нравится. На конкурсе надо ВАУ-эффект, как подсказали лично мне: «Чтобы понравилась ваша тема о динозаврах - родите динозавра! Вам надо поразить взрослых в жюри!». Впрочем, кто и как поражает и побеждает на конкурсах - читайте выше.
Школа дискредитирует себя, давая задание априори родителям, а не детям. Это, на мой взгляд, унизительно и обидно для ученика. Почему ему не доверяют небольшую работу, по силам, по интересу? Такие проекты, выполнимые только силою плагиата или родителя, в лучшем случае приводят к равнодушию, в худшем – к ненависти к научной работе вообще, а к школе в частности. Что еще поражает, так это абсолютная уверенность учителей, что победа с проектом – залог успешности ребенка в жизни. Это просто смешно. Это подтасовка понятий. Мол, если вы не занимаетесь с ребенком проектом, то пить вашему дитяти за школой и курить по подъездам. И никак иначе. Промежуточное звено вообще не рассматривается. А то, что у победителя конкурсов тройки в дневнике, что он пишет безграмотно, считает с ошибками – это разве хорошо? У него тройки и двойки, потому что ему своей прямой работой – учебой - некогда заниматься. Он часами, днями, месяцами просиживает за компьютером или зубрит непрерывно то, что сделали родители, чтобы победить с проектом. Так что для школы важно? Дать ребенку базовые знания или выжать из него проект-победитель, который сделает школе статус, повысит рейтинг? Я уверена, что все эти проекты, сделанные силами одаренных детей или творческих/старательных родителей используются школой для выставок, аккредитации, повышения статуса, учительского авторитета или чего-то подобного. И я не против проектов и не против выставок. Я против извращенной формы, которая говорит только о том, что нас используют.
В-третьих, школа дискредитирует себя невероятной стандартизацией, желанием всех уравнять, превратить в единую массу, желательно послушную и управляемую. Безумная идея, поэтому у учителей столько проблем с дисциплиной. Но дело не в поведении. Дело в требованиях.
Зачем все дети должны писать одинаковым каллиграфическим почерком? С 1 класса по 4-й. Далее, как нам сказали, почерк перестанет учителей интересовать. Тогда еще громче спрошу: ЗАЧЕМ? Я уж не говорю, что почерк – это характер, и сделать его одинаковым у всех – это глупо. Я спрашиваю, почему работы по русскому языку оцениваются не по грамотности, а по степени каллиграфичности подачи? Почему смешиваются в одном флаконе графика и грамматика? Почему для каллиграфии нет отдельной строки в дневнике?
Почему в математике главное не правильность решения, а точность в отступлении клеточек от края тетради и предыдущего задания? Почему именно в 11-й клетке, а не в 10-й надо писать «Домашняя работа»? Почему за это снижают оценку, хотя все задачи ученик решил без ошибок?
Почему ребенку не разрешается писать в сочинении свое мнение, свой взгляд на литературное произведение, а полагается излагать только так, как учили на уроке? Почему собственное мнение бывает только на двойку? Потому что так падает эффективность работы учителя, и, следовательно, зарплата?
Почему проекты надо сдавать только по готовой форме, а не той, что ребенок выдумает сам? Почему не годится творческий подход, самостоятельность решения, новая идея, захватившая ученика? Почему именно ребенком (а не родителем!) сделанные проекты (аляповатые, кривоватые, наивные) отвергаются и родителей заставляют их переделывать? Почему на творческий проект говорят: «Это не формат!». Почему все должны делать одинаково?
Школа дискредитирует себя, не позволяя творческим детям делать так, как им хочется. А ведь таких детей единицы. Все остальные принесут формальный вариант. То, что требует кто-то сверху. А два-три человека в классе (чаще один!), действительно постараются. Потому что душа болит и ищет чего-то, потому что так себя выражает и просит творить. Я никогда не прощу того учителя, который осмеял сочинение пятиклассницы, написанное в стихах. Недурных стихах! Девочка от обиды плакала весь урок в туалете, а учитель даже не вышел ее искать. Как такое вообще возможно, а тем более в гуманитарных школах?
В-четвертых, школа дискредитирует себя, совершенно не учитывая занятость детей и не рассчитывая их нагрузку. Вот, к примеру, наше расписание таково, что, приходя из школы, ребенок имеет 1 час на выполнение домашнего задания, а потом бежит на свои любимые занятия в киношколе или по английскому, свободное время у нее – час до сна. По выходным дочь ходит в кружок «Народная кукла», учит уроки и делает проекты. Киношкола – это для души. Английский – это по необходимости. Куклы – ради отдыха и отвлечения. Бросать любимые занятия ради школы, которая перегружает детей невыполнимыми проектами, списками литературы на каникулы, огромными заданиями по иностранному, потому что полмесяца нет английского в школе, просто заданиями на каникулы, чтобы не расслаблялись? Что это? Почему ребенок пашет все дни, включая каникулы? Учителя, взрослые, вы работаете в отпуске? Вы читаете по заданному списку и записываете читательский дневник? Вы пашете над проектами? Или лежите на пляже, ездите по миру, общаетесь с друзьями, катаетесь на шашлыки? На всякий случай отмечу, что если работаете над лекциями, так это ваша работа как взрослого человека, добровольно решившего связать свою судьбу не с сидением в офисе, а с преподаванием! Но почему дети пашут по 9 часов в сутки? Почему они не имеют права на продолжительный отдых? И давайте не будем забывать про тех детей, которые занимаются чем-то профессионально: спортом, каким-то ремеслом, музыкой и т.д. Этим детям вообще нереально тяжело соответствовать требованиям.
А чего стоит отсутствие перемен? Детям дается такое количество заданий, что большая часть класса жалуется: у нас нет перемен, мы на переменах сидим и решаем то, что не успели на уроке. Успевает несколько человек из класса. И это говорит уже не о том, что дети слабые, а о том, что учитель не умеет планировать нагрузку и время.
В-пятых, школа дискредитирует себя абсолютной неспособностью к диалогу. Родители, несогласные с тем или иным школьным правилом, меня поймут. Как происходит общение с учителем или директором? Стоит только сомневающемуся родителю задать вопрос, что-то уточнить, возмутиться, потребовать объяснений, как учитель мгновенно занимает агрессивную позицию. Он злится, обижается, зло встает за интересы школы, за честь свою и всего школьного образования в целом. Задать вопрос и обсудить проблему практически нереально, потому что любое возражение воспринимается школой в штыки. Школа не способна на диалог, не умеет дискутировать, не умеет обсуждать и искать истину. Школа умеет только диктовать, требовать и наказывать провинившихся. А думающий иначе – виноват априори. Вероятно, это обусловлено самой природой школы. Учитель не привык слышать вопросы от учеников, ученики не сомневаются, они внимают и выполняют. От родителей школа ждет той же покорности. Но родители взрослые люди, и многие вещи им кажутся странными. Почему же школа не идет на диалог? Почему школа дискредитирует себя тем, что не может выслушать иное мнение, признать ошибки, скорректировать какие-либо моменты, объяснить что-то, найдя подходящие аргументы, снизив градус негодования? Почему в школе нормально заткнуть рот тому, кто задает вопросы на родительском собрании?
Позволю отвлечься на сравнение. Я работаю в вузе, я хорошо понимаю, что такое учебный процесс. Но почему-то в нашей среде принято оценивать, как студенты справляются с тем или иным заданием, обсуждать это и со студентами (сто им интересно, как лучше, что легче, а что сложнее, что важнее, а что второстепенно и т.д.), и с коллегами. Каждый раз при необходимости мы проговариваем, как лучше учить, как лучше требовать. Почему-то это не напрягает ни того, кто отвечает за работу преподавателей, ни того, что пришел с вопросом и сомнением. Почему же школа совершенно не прислушивается к мнению тех, кто учится в школе? К мнению тех, кто лучше всего знает учеников, к родителям? Все мы ходим под дамокловым мечом стандартов Минобразования. И без конфликтов тяжко. Так почему бы не обсудить в дискуссионном режиме все сложности? Почему надо щурить глаза от ненависти к вопрошающему родителю? Прекращать общение, игнорировать? Почему школа, меняя методы преподавания, учебные программы, повышая квалификацию учителей, не меняет своего диктаторства на конструктивное общение? Ведь если школа не ведет диалог и отрицает обратную связь, ей не помогут учебные программы, ее учителя будут сталкиваться с такими проблемами, которые не решат никакие курсы ПК. Один только мой текст должен показать, сколько вопросов у родителей к школе. Почему бы не говорить, не заставляя принимать школьную точку зрения, а ища истину, которая, как сказано, рождается в диалоге? Пока школа предпочитает и дальше дискредитировать себя, сильно не любя думающих иначе родителей, которые каждый раз переживают, как бы учитель не отыгрался на их детях. А ведь это вполне реально. И ничуть не подымает статус школы.
‹ Предыдущий пост
Имя безродное
Следующий пост ›
Про похвалу.
0
30.04.2014 00:03:38
Удивляетесь совковой школе, зря, государству нужны послушные бараны, а не гражданское общество.
Ссылка 0
0
30.04.2014 19:27:50
Педагог - это диагноз, мне кажется. Это бесконечное желание поучать, наставлять, сеять прописные истины. Когда я узнала, что одна из обитательниц нашего сайта бывший(советский) педагог, многое встало на свои места. " Лошади едят сено и овес..."и до сих всё по-прежнему.
Ссылка 0
0
30.04.2014 21:29:26
В постсоветское. И без пединститута, кстати, а после технического ВУЗа )))
Сюда еще добавьте работу в школе, которая была официально объявлена экпериментальной площадкой, которая первая в городе установили интернет-классы, и постоянную работу по своим собственноручно разработанным программам.
Так что мимо, мимо...
Придумывайте другую причину Вашего несогласия с чужим мнением.
Родитель Ссылка 0
0
30.04.2014 21:49:38
А мне не надо никаких причин, чтобы мыслить самостоятельно, я вполне взрослая личность:) Считаю напрасной тратой времени в чём-то кого-то убеждать. Ступайте с миром:)
Родитель Ссылка 0
0
01.05.2014 02:38:40
Так мне тоже не надо никаких причин, чтобы мыслить самостоятельно.

Я просто совсем другой вопрос задала. Понятно, что какие-то личные черты моего характера или мои высказывания Вам не нравятся, ну так имеете право.
Но моя профессия тут совершенно ни при чем, вот и все.
Родитель Ссылка 0
0
01.05.2014 03:01:26
какой ужас то, что вы, Автор, тут написали...
честно- мне уже страшно на счёт школы для Алюхи...
Ссылка 0
0
01.05.2014 12:08:48
скай, так твой сына же в другую школу ходить будет:D
у вас , наверное, будет похожее, что и у нас.. в школу-. как на развлекаловку. учителя "пикнуть" не смеют, иначе огребут по полной. либо от самого ученика, либо от из родителей. домашних заданий нет.ну и т.д.:D
Ссылка 0
1
01.05.2014 12:16:51
Не фига себе, Симон, ты тут с обвинениями! Среди моих близких людей есть учителя, разные они. К некоторым спустя много-много лет бывшие ученики приходят с цветами и благодарностью. Такая, например, сестра моего бывшего мужа. И у сына первая учитель такая. Мы ее все обожали! И дети, и родители. Она постоянно придумывала своим умным детишкам новые задания помимо школьной программы, ходила с ними в походы, что-то организовывала. В четвертом классе на выпускном многие искренне плакали.
Ссылка 1
0
01.05.2014 20:56:13
Любая профессия накладывает отпечаток, при этом человек может быть самым замечательным, но в любом случае проф. привычки есть и будут.
Библиотекарша и продавщица с рынка, журналист и полицейский, профессор и военный, учитель, мясник, доярка, у всех есть проф. деформация.
Ссылка 0
0
01.05.2014 20:59:15
И я о том же:)
Родитель Ссылка 0