Сегодня наши советы тем, кто весь отпуск видит сквозь крошечное окошко видоискателя. Советы, как всегда, выстраданные, богато иллюстрирован личными фотографиями и стащенными у друзей.
1. Снимайте города на рассвете. Это самый лучший совет, который я могу дать. Мне он кажется очевидным, но им никто не пользуется!
А ведь рассвет дает целых два гигантских преимущества: мягкий свет, когда все вокруг кажется красивым и теплым, и отсутствие посторонних в кадре. Даже Париж на рассвете пуст, как моя карточка после отпуска. В нем еще не проснулся снобизм, и он пускает в интимную зону - чтобы ты, человек, вернулся домой и всем вокруг рассказал про его красоту.
Другие туристы запаздывают, и он показывает мне одной интересные детали на чистых улицах, подсовывает самые свежи булочки в пекарнях, угощает картинками реальной жизни.
А уж Страсбург... Это не я хочу с ним подружиться, это он настаивает!
Взаимная симпатия с городом всегда видна в фотографиях.

Не надо быть профессиональным фотографом, чтобы сделать хороший кадр при таком освещении. Солнце отлично выспалось и подкрашивает фасады золотом, выделяя самые интересные части.

Конечно, есть еще «золотой час», но им пользуются все. А рассвет принадлежит единицам.
2. Сначала рассматривайте все глазами и только потом - с помощью фотоаппарата.
Еще один совет Капитана Очевидность. Я бы не стала об этом и упоминать, если б не миллиарды фотографий, выброшенных в корзину каждого компьютера страны. Приезжая в новый город, люди снимают все подряд, боясь упустить шедевр. Это бессмысленно и беспощадно. Да, можно поймать момент, когда кошка ловит воробья, но всю оставшуюся жизнь вы будете сокрушаться, что морда животного смазана.
Я лично - сокрушаюсь.
Поэтому сейчас я прежде всего ловлю свои ощущения. Рассматриваю здания, людей, деревья, фонари - определяю для себя, насколько мне здесь нравится... И чем именно. Ищу детали, которые иллюстрируют мои чувства. И потом осмысленно сохраняю на память фотоаппарата.

3. Вообще, детали - это бог фотографии. Именно они рассказывают истории, а нет ничего более лакомого. Поэтому я больше не охочусь за монументальными кадрами, пытаясь впихнуть в кадр всю центральную площадь города. Если нет серьезной техники, лучше сосредоточиться на деталях и показать их крупным планом.

4. Плюс это позволяет избежать главного зла на фотографиях - ужасного заднего фона. Сколько кадров, отличных кадров, полетели в помойку, потому что фон оказался неизлечимо замусорен. Чужие попы на фоне Love-story, обилие полотенец на пляже, голова дрессировщика, как будто выросшая из попы слона - я не гурман таких забавностей, я предпочитаю чистые кадры. Лишнее рассеивает внимание, навязывая зрителю ненужные подробности.

5. Именно детали помогают найти Свою Тему. Кто-то привозит килограммы фотографий с кошками, я повсюду ищу старые окна и двери. Это мой фотографический деликатес. А ведь в обычной жизни я ненавижу старые и особенно - искусственно состаренные - вещи. Но разбирая очередные мешки с фотографиями из отпуска, я обнаружила, что дольше всего цепляют мой взгляд облупившееся, но по-прежнему яркие двери, продуваемые ветрами и выжженные солнцем. В них есть не просто история, в них есть поэзия.
В этом кадре все так прекрасно, что я не верю, что его сделала я. Я не красила окна, не конструировала балкон, я даже не ставила ухват. Но я - увидела красоту и поймала ее. А кадр со смазанной кошкой я вам даже показывать не стану.

6. Очень важно передать зрителю свое настроение. Оно есть всегда и везде. Ищите. Я, например, исфотографировала замок Шенансо вдоль и поперек: комнату Марии Медичи, кровать Марии Стюарт, коридоры, по которым гуляла Диана де Пуатье... Все не то.
А то - стайка лодочек в запущенном канале.

И несколько технических советов, как лучше подать то, что увидели. Советы из разряда - проще не бывает, но работают так же эффективно, как если бы вы наизусть выучили правило золотого сечения.
1. Если вам мало деталей, а хочется запомнить увиденное целиком, ищите линии. Прямые, S-образные, диагональные, вертикальные, сливающиеся в точку на горизонте – любые. Особенно хорошо, когда линии образуют ритм, то бишь повторяются.
Самый простой пример.

2. Чтобы фотография казалась трехмерной (а не плоской), поворачивайте объект на три четверти. Это безотказный прием для всего: от монументальных зданий...

.. до рыб в аквариуме.

И это позволяет нам заполучить в кадр диагональ и другие полезные линии.

3. Но иногда имеет смысл фотографировать "в лоб". Например, если есть симметрия. Когда есть хорошенькая симметрия – фиг с ней, диагональю.

4. Проще всего ловить симметрию в отражениях. Любой пейзаж, повторенный дважды, зрители дольше и внимательнее разглядывают.

Отражение - вообще хороший прием, пользуйтесь.

5. Ловите солнечный свет сквозь крыши и ветки деревьев
В этих случаях он становится самостоятельным героем фотографии. И прощает ошибки новичкам.

Ветви деревьев, помимо прочего, позволяют красиво кадрировать - заключать фотографию в естественную рамку. Это особенно полезно, когда фотографируете "бесконечность": реку, море, поля и пустыни. Но в последнем случае ветви придется нести с собой

У меня еще есть что сказать о фотографировании людей, но про это в следующих выпусках.