Про Боденское озеро, город на острове, аквацентр и купание.

Очищала корзину от старых писем и наткнулась на свои же письма десятилетней давности, мои самые первые впечатления от Германии. Столько уже забылось, поэтому сама читала с интересом. И захотелось поделиться избранными впечатлениями от нашей поездки в 2005 году на Боденское озеро. Мне кажется, этот край не очень известен русским туристам, поскольку нам не встретилось ни одного путеводителя на русском языке, а это верный знак. Хочу также упомянуть, что язык в то время был на таком уровне, что приходилось во все поездки возить с собой словарь. Оттого и были такими довольно робкими, как на мой сегодняшний взгляд.

Боденское озеро находится на границе трех стран – Германии, Австрии и Швейцарии. Это очень удобно. И необычно. Потому что границ как таковых здесь нет, они вообще юридически не определены. И озеро считается областью, не принадлежащей ни одной из этих стран. Даже все суда, бороздящие просторы озера, австрийских, немецких и швейцарских пароходств составляют единый так называемый «Белый флот Боденского озера».
В Австрию из Германии можно попасть просто на велосипеде, а в Швейцарию – стоит только переплыть озеро на пароме. Должна сказать, что вид из Германии на озеро и Швейцарию на другой стороне – потрясающий, горы необыкновенно красивы. Чего не скажешь о виде со стороны швейцарского берега – увы, озеро сильно проигрывает без обрамления гор.

День первый – прибытие.
Добрались мы, по обыкновению, поездом. Пункт прибытия – Нонненхорн. Комнату зарезервировали через Интернет, договорились, что хозяйка нас встретит на вокзале. Вокзал оказался просто станцией с автоматом для продажи билетов, небольшим расписанием до ближайших двух крупных городов, расположенных в противоположных концах и парой скамеек. Из вагона вышли только мы. Но хозяйка – фрау Гезер, очень энергичная и подвижная дама за 60, загоревшая, подтянутая, в коротких брючках, с элегантной короткой стрижкой – подъехала на машине буквально через минуту.
Нонненхорн оказался деревней, а вовсе не городом, как мы думали – но зато какой! Всё такое аккуратненькое, любовно украшенные двух-трехэтажные домики с балконами, террасами, лужайками и клумбами. Фрау Гезер повезла нас сначала показать, где магазин (единственный), а где кафе-ресторан (тоже в одном экземпляре). Но буквально в двух шагах расположен город Вассербург, вот там есть всё – и почта, и аптека, и прочие блага цивилизации.
После небольшой экскурсии по местности, фрау Гезер привезла нас к дому, где нам предстояло прожить пять дней. Дом оказался очень симпатичным и уютным. Первый этаж занимает сама хозяйка со своей семьей, второй сдается постояльцам. Чистота феноменальная, много дерева в отделке дома, картинки на стенах с видами озера. Несколько увеличенных фотографий показывают наводнение в Нонненхорне в 1999 году – вся набережная затопленна, волны перехлестывают через парапет. Действительно, очень высоко поднялась вода, мы потом там гуляли и сверяли с фото.
Наша комната с балконом и видом на озеро и пристань. Прямо в комнате душевая кабина. На столе – букетик цветов (который менялся хозяйкой ежедневно во время уборки). В общем коридоре обнаружился шкафчик с посудой и электрочайником, можно пользоваться, а также большой холодильник для отдыхающих. Как сказала фрау Гезер, можно положить свои продукты, «обычно все помнят, кому что принадлежит». Муж потом смеялся, что она этим намекнула, чтобы мы не вздумали съесть чужие продукты, а я считаю, что так она нас успокаивала, что никто не съест наши))
Мы разместились и отправились разведать местность.
Очевидно, вся деревня промышляет сдачей комнат отдыхающим – возле каждого дома выставлены плакатики с объявлениями о сдаче и везде помечено дополнительными вывесками «сдано», видимо, народ сюда валом валит и в сезон очень трудно найти свободное место. На каждом шагу – виноградники, грушовые и яблочные сады. И прямо у дороги стоят столики с выставленными для продажи яблоками, медом, соком и витрины с местным вином. Предлагается даже продегустировать. Рядом коробочка, куда бросать деньги. Полное доверие.
С этим европейским доверием мы сталкивались ещё не раз – на пароме, где никто не проверял билеты; в поезде, когда мы ехали в соседний город и не купили билет, думая, что здесь тоже есть автоматы для продажи билетов прямо в вагоне, как и у нас, в Маннхайме (реакция контролера в поезде: « Нет, вам нужно было купить билет в автомате на станции. Ну ничего, в следующий раз купите, а сейчас езжайте так»); в музее и т.п. Я довольно долго пребывала в состоянии ожидания, ну когда же у нас проверят билеты (я пребывала в этом состоянии все первые годы жизни в Германии, что очень мешало сразу же, с первых минут наслаждаться достопримечательностями музеев, выставок и пр.) А потом привыкла.
Машин мало и все едут медленно – всюду ограничительные знаки «30 км/ч» или вообще запрещающие движение машин. Потому как на каждом шагу:
«Внимание! Воздушный курорт! Ехать медленно!»
В основном перемещаются все на велосипедах или пешком. Очень распространен прокат велосипедов (а также яхт, лодок, катеров и водных велосипедов).
Шли-шли и через 10 мин. вышли на набережную... уже соседнего города Вассербурга. Воздух – чудо! Его можно пить! Действительно, воздушный курорт. Повсюду знаки о том, что это заповедная зона, таблички с изображениями птиц, которые тут водятся и кратким рассказом о них. Много гуляющих с собаками. Мы, ещё когда искали жилье по Интернету, обратили внимание, что многие гостиницы особо оговаривали, что «собаки и коты приветствуются». Так что многие приезжают сюда с домашними питомцами. Даже в велопрокате предлагаются специальные корзинки для котов и собак. (Тут же я впервые увидела собачьи туалеты – вдоль дорожек парка, рядом с обычными урнами для мусора)
Посидели в кафе на набережной. Тихо, спокойно, все гуляют неторопливо, с достоинством, нет толпы, шума, всё заглушающей музыки. Покачиваются яхты в лагуне, покрикивают чайки, дети кормят уток и лебедей, к пристани причаливают пароходы. Купили открытки с видами озера – одна другой лучше.
Рассматривали проходящую публику. Больше всего пожилых пар и семей с детьми. Я, естественно, приглядывалась к одежде гуляющих. В самом начале нашей прогулки нам встречались в основном одетые в спортивно-походно-велосипедном стиле: укороченные брючки, футболки, кроссовки. Но ближе к вечеру, после 19 ч, стали появляться элегантные мужчины в бежевых пиджаках, фрау в элегантных белых брюках, блузках, кардиганах, с клатчами в руках.

День второй . Линдау – город на острове.

День выдался пасмурный и дождливый – как и все последующие дни. Накрылась моя мечта завтракать каждое утро в саду, среди роз, за круглым столиком с цветной скатертью, в плетеных креслах... Впрочем, для поездок это даже лучше, чем жара и солнцепек.
К 8 утра спустились в гостиную к завтраку. Хозяйка за завтраком обычно спрашивала, как мы провели предыдущий день, где побывали, как намерены отдыхать сегодня. Давала советы, как добраться или на что обратить внимание. Это она нам порекомендовала прокат велосипедов: «Вы обычно ездите на велосипедах? О, я езжу с удовольствием!»
По совету хозяйки после завтрака мы отправились на поезде в Линдау – один из крупных городов побережья, который интересен тем, что находится на острове. На самом настоящем острове, а с берегом он соединяется дамбой. И когда поезд проезжает по этой насыпи, полное впечатление, что он идет прямо по воде.
На пристани напротив маяка возвышается символ города – Баварский Лев. Он как бы встречает все входящие суда.
Погуляли под дождем, полюбовались архитектурой, зашли в протестанскую и католическую церкви на Рыночной площади, послушали орган, посетили городской музей. Купили путеводитель.

День третий . Аквацентр в Констанце

С самого утра взяли в прокате два велосипеда и поехали на ж/д вокзал. Цель нашей поездки – Констанц, тот самый, где в 15 веке сожгли на костре Яна Гуса. А также знаменитый тем, что здесьжили немецкий философ Мартин Хайдеггер и изобретатель дирижаблей Фердинанд Цеппелин (дирижабли, проплывающие в небе, заполненные туристами, наблюдали ежедневно).
Путеводитель рекомендовал нам посетить уникальный аквариум в Аквацентре.
На вокзале мы оставили велосипеды и пересели на поезд во Фридрихсхафен, а там автобусом до Меерсбурга, а из Меерсбурга паромом отправились в Констанц - город находится на противоположном берегу озера, буквально на границе со Швейцарией. Может показаться, что очень хлопотно до него добираться, но на самом деле мы добрались весьма быстро, всё очень удобно стыкуется - автобусные остановки возле вокзала, паром возле автобусной остановки (как же мы, бедные, жили и путешествовали без машины, ужас).
На пристани спросили у старушки из газетного киоска, как проехать к Аквацентру, она очень активно приняла в нас участие – так активно, что выскочила из киоска и буквально запихала нас в уже отходивший автобус, так что мы даже не успели обратить внимание, на какой, собственно, остановке мы сели (это нам потом аукнулось!).
На остановке двинулись за семьями с детьми всех возрастов – и не ошиблись, все шли именно туда, куда нам и нужно было. Возле Аквацентра – приличная очередь (примерно как в Мавзолей). Мы думали, что дело пойдет быстро. Как бы ни так! Прозрение наступило, когда где-то через полтора часа мы подошли к табличке с надписью : «Отсюда вам стоять всего лишь 60 минут!» Так и оказалось – в общей сложности через 2,5 часа мы зашли. Еще нужно учесть, что всё это время стояния непрерывно шел дождь (хорошо хоть, с нами были зонтики!) Но так велико было желание увидеть необычный, разрекламированный аквариум-тоннель: ты идешь аки по дну морскому, а над головой сказочной красоты рыбы! Мы-то думали, что этот тоннель тянется на всем протяжении, а он оказался очень коротеньким, просто одним из эпизодов. Но зато там была акула, подаренная Аквацентру нашим маннхаймским Луизен-парком. Когда совсем немаленькая акула проплывает буквально в сантиметре от твоей головы, это, должна сказать, впечатляет. Остальное – обычные аквариумы больших размеров, игры для детей, рыбки, которых можно гладить и прочее, расчитанное сугубо на детвору.
Правда, мы там отыскали очень интересный музей естествознания, посвященный Боденскому озеру. Это самое большое и самое глубокое озеро Германии, длина озера – 69 км, ширина – 17 км, самое глубокое место – 252 м. Озеро крайне редко замерзает, за последние два столетия – в 1830, 1880 и 1963 гг (интересные были фотографии и грвюры замерзшего озера). В озере водятся около 30 пород рыб. Вода в озере признана исключительно чистой.
Там было много интересных экспонатов, моделей и муляжей, связанных с озером, так что мы не жалеем, что выстояли такую очередь.
Недалеко от Аквацентра набережная и старый город. Дождь к тому времени закончился. Мы прогулялись по центру, на площади у кафе играли трое музыкантов, вокруг них собралась толпа. Мелодия «У самого синего моря» заставила нас заподозрить, что это русские. Мы тоже остановились послушать. Они нас наметанным глазом сразу вычислили, бросали на нас хитрые взгляды и вдруг заиграли «А я иду-шагаю по Москве». Тут уж все сомнения отпали. Мы, естественно, подошли, бросили им деньги, обменялись парой слов.Они сыграли «Цыганочку» под бурное одобрение публики и напоследок мелодию из «Джентельменов удачи».
Когда пришло время отправляться домой, мы вдруг сообразили, что не знаем названия остановки, на которой садились в самом начале, как будет по-немецки «паром» вылетело у нас из головы, а словарь мы не взяли. Хоть номер автобуса мы запомнили, и на том спасибо. Проехались в одном направлении, потом пересели на другое. В общем, пришлось покататься по городу, пока нам не попалась на глаза карта города в автобусе, и мы вычислили, куда нам, наконец, надо. Никогда не думала, что буду так радоваться при виде парома! (А уж немецкое название парома я теперь запомню на всю жизнь!) А дальше всё пошло как по маслу – паром, автобус, поезд и припаркованные у вокзала наши велосипеды.

День четвертый . Велопробег до Брегенца. Панорама с высоты птичьего полета.

Сегодня мы собрались в Брегенц. Это австрийский город, который привлек нас в путеводителе рассказом о диком парке на вершине горы Пфэндер и открывающейся оттуда панораме на три страны сразу.
Из карты велосипедных дорог следовало, что до Брегенца – 9 км. Мы отправились на велосипедах. Вдоль озера прекрасная велотрасса и небольшие парки, делали там привалы с перекусами. Проезжали целые семьи на велосипедах, малыши обязательно в велосипедных шлемах и с высокими яркими флажкам.
Когда появились Баварские Альпы, мы поняли, что уже в Австрии. Никаких границ, никакой таможни – а мы-то захватили с собой паспорта, думали, будут проверять (это к рассказу о доверии в Европе). Около двух часов дня мы въехали в Брегенц. Сразу же на набережной увидели указатели к подъемнику на гору Пфэндер – недалеко, через квартал. Очередь к подъемнику подошла быстро, через минут 10-15. Контингент тот же – родители с детьми (причем детей, как правило, много, от трех до пяти) и пожилые пары.
Ощущения от подъемника непередаваемы! Красота открывается потрясающая! С высоты 1 064 м всё озеро как на ладони. Побродили по дикому парку – немножко разочаровал, мы ожидали, что люди будут ограждены, а животные будут бродить на свободе. А увидели просторные вольеры с оленями, дикими кабанами, горными козлами, орлами, сусликами – как в зоопарке. Но всё же воздух и панорама превзошли все ожидания!
Обратно возвращаться собирались тоже на велосипедах, но как только отъехали, у моего велосипеда пробилась камера. Пришлось сесть на поезд – в поездах есть специальные вагоны для велосипедистов. На следующий день в прокате мне без лишних слов обменяли велосипед, так что мы продолжали ездить и в магазин, и на вокзал, и на набережную.

День пятый . Купание в Боденском озере.
Наконец-то выдался теплый и солнечный день! Мы уже подустали от впечатлений и вечных поездок, так что решили никуда не ехать, а проваляться весь день на пляже и, в конце концов, хотя бы окунуться в озере.
Найти пляж оказалось проблематично. Дело в том, что здесь на пляже загорают, а купаться предпочитают в бассейнах. К тому же, почти все пляжи принадлежат отелям. Ну и наконец, здесь нет такого культа купания, как у нас. Не побоюсь даже сказать, что здесь к купанию абсолютно равнодушны.
Разъезжая на велосипедах, мы пытались найти подходящий (читай – бесплатный) пляж, но это оказалось не так-то просто. Там, где мы обнаружили свободные и доступные подходы к озеру, никто не купался. Люди валялись на подстилках в купальниках или просто в одежде, сидели на многочисленных скамейках, любуясь озером – опять-таки в купальниках или одетые. Но никто не купался! И мы постеснялись - даже несмотря на указатели, говорящие, что это действительно пляж. Собственно, это не был пляж в нашем понимании. Это была зеленая лужайка со скамейками и деревьями, которая в двух-трех метрах от воды переходила в гальку. Наконец нам посчастливилось обнаружить пляж, на котором купались! (просто анекдот какой-то!) Там мы и расположились.
Вода – чистейшая! Дно оказалось из крупной гальки, идти трудно, только потом галька сменяется песком. Долго брели по колено в воде, вода немного поднялась, потом опять опустилась. И так несколько раз. Чтобы нормально поплавать, пришлось долго идти. Я сдалась уже, когда вода была по пояс. Да и то мне казалось, что я уже почти на середине озера и до швейцарского берега уже ближе, чем до нашего. Муж упорно пошел дальше и нашел место чуть поглубже, а я осталась бултыхаться на отмели.
На пляже всем заправлял местный абориген, чувствующий себя здесь полноправным хозяином – громадный белый красавец-гусь. Он бродил с важным видом между отдыхающими, трогал их вещи, независимо щипал травку, а когда я пыталась с ним познакомиться, ему это панибратство не понравилось. За ним тихонько бродила серая маленькая гусыня. Гусь время от времени, очевидно, для поддержки собственного авторитета, щипал её и гонял по берегу, а для устрашения курортников периодически начинал громко гоготать и хлопать крыльями. В 6 ч. вечера он так решительно прошелся по пляжу из конца в конец с громкими криками, как будто объявлял о закрытии пляжа.

На следующий день мы уезжали. Фрау Гезер отвезла нас на станцию, приглашала приезжать еще (а на Рождество потом даже прислала открытку), но мы так больше ни разу и не приехали на Боденское озеро, изменив ему со Шварцвальдом и Титизее.
Эти мои в чем-то наивные и немножко смешные записи натолкнули меня на мысль – а почему мы так ни разу и не вернулись.. посидеть бы на набережной под крики чаек, прокатиться на дирижабле, приехать в августе на знаменитый брегенский музыкальный фестиваль на воде (в этом и следующем году будут ставить Турандот, а в 2017 – Кармен), или на осенний не менее знаменитый джазовый фестиваль в Констанце... Может быть, может быть...
Еще на эту тему
‹ Предыдущий пост
Памяти Джеймса Ласта..
Следующий пост ›
Переезд – это стихийное бедствие.
25.06.2015 02:31:03
Мне очень жаль, что пришлось взять фото с сайтов этих городов, потому что наши существуют только в бумажном варианте. Но оставить пост вообще без фото не могу, хотя бы приблизительно хочется показать эту красоту.
25.06.2015 14:15:51
Борислава, и как вода для купания оказалась по температуре? Твой рассказ про то, как вы искали пляж с купальщиками напомнил, как мой папа все недоумевал, что никто кроме нас в море не купается, может мы что не то делаем )))
25.06.2015 20:34:55
Шафран, десять лет прошло, помню, что купались, вроде вода была теплая) я уже много позже узнала, что, чтобы на Бодензее найти пляж для купания, нужно куда-то специально ехать, есть какой-то населенный пункт. А с нем.стороны оно вообще не предназначено для купания. Мы тоже, как твой папа думали, а прилично ли вообще купаться)))
Там с детьми отдыхать очень интересно - и в диком парке всякие детские представления с животными, с орлами например, устраивают, и в Аквацентре тем более. И в прокате детские велосипеды есть.
Родитель Ссылка 0
25.06.2015 23:58:33
ЗдОрово! Очень интересно и красиво.
Природа, конечно, великолепна - зелень, вода!
И мааааленькое дополнение "Гезер" в переводе с иврита - морковь!