О трамваях, культуре и не только.

Однажды меня поразила одна сценка в трамвае. Все тихо-мирно едут, и на остановке входит мамаша с маленьким ребенком (иностранка), и весь вагон оглашается ее воплями. Пассажиры поозирались, но никто ничего. Ребенок ревет вголос, мамаша на него, он громче, она еще громче, ребенок просто заходится... В общем, мизансцена понятна. Все оглядываются, но никто не вмешивается. Пока один пожилой немец не выдержал: «Послушайте! Вы находитесь в ТРАМВАЕ!!» Вы бы слышали эту интонацию – «в трамвае» прозвучало как «в музее» или «в театре».
Чем же так уж хорош немецкий трамвай ?
Тем, что просторно и в то же время много мягких сидений. Что у дверей висят маленькие ящички для мусора. Что есть четко обозначенные знаком Красного Креста места для инвалидов и стариков, обязательные откидные сиденья, чтобы освободить место для инвалидных кресел или детских колясок. В принципе, и велосипед можно там поставить, но с велосипедами разрешается только после семи вечера.
Что человек в инвалидном кресле без посторонней помощи въезжает в вагон, потому что в трамвае нет ступенек и уровень остановки совпадает с уровнем вагона. Если же нет - в автобусах, например – тогда водитель выходит, откидывает специально предусмотренный пандус и помогает инвалиду. Спрашивает, когда ему выходить, чтобы опять-таки помочь с пандусом.
Тем, что летом работает кондиционер.
А остановки нужно заказывать заранее нажатием кнопки. Не нажал – а на остановке водитель не увидел ни одного желающего сесть – трамвай не остановится. Если же и остановится – двери открываются не все, а опять-таки только те, где были нажаты кнопки.
Нравится, что остановки объявляются да еще дублируются на табло, коих в каждом вагоне по 4-5 штук. Это очень облегчает жизнь на первых порах, когда знания языка еще недостаточно. На каждой остановке висит расписание на все дни недели – в будни каждые 10 минут, вечером раз в 20 минут, для выходных и праздников – особый график. Водители придерживаются графика четко, и даже если ты отчаянно машешь ему, чтоб подождал, или, что самое обидное, уже добежал и жмешь кнопку открывания двери, водитель может дверь не открыть и уехать. У него каждая секунда на счету.
Если случилась авария/поломка, дополнительные автобусы приезжают в течение получаса. Почти на всех остановках есть табло, можно проследить движение трамваев, и об аварии или задержке сообщает бегущая строка.
Контролеры лояльны и дружелюбны, чем я пользовалась, каюсь, в первое время безденежья. Билетов и проездных – великое множество, иногда существенно различающиеся по цене. Поэтому я компостировала самый дешевый и при проверке усиленно хлопала глазами (ой, простите, а я иностранка, не знала, в следующий раз обязательно, ага). В свое оправдание скажу, что это было только пару раз.
Не менее контролеров дружелюбны и водители. Как-то раз я не сориентировалась в автобусе, и водитель по громкой связи объявил: «Для милой фрау в красивой шубке у последней двери – выход в первую дверь» Видите, я его до сих пор помню. А также пассажиров, которые все повернулись поглазеть на меня и мой полушубок.
В самом конце вагона есть столики, где по утрам школьники и студенты доделывают домашнее задание, или же просто завтракают. Ну а вечерами там частенько рассаживаются шумные компаниии подростков. Но надо сказать, что никаких таких особых безобразий я в трамвае ни разу не видела. Потому что это пресекается на корню.
Сама видела, возвращаясь однажды поздно с вечерней смены, как в почти пустой вагон ввалилась веселая компания с пивом и воплями. Водитель дал им усесться и пошуметь, часто поглядывал в зеркальце заднего вида, как они там, еще не утихомирились, а потом на очередной остановке решительно встал, прошел через весь вагон к этим не в меру развеселившимся и спокойным голосом сделал им замечание за шум и пиво. Компания тут же притихла и на следующей же остановке вывалилась.
Варианты ответов: «Чееевооо?? Да пошел ты..!» невозможны в принципе, потому что на подобное водитель так же спокойно вернулся бы в свою кабинку и вызвал полицию. Для этого даже не нужно нарушать графика движения. Полиция просто бы уже ждала на очередной остановке. И вкатили бы им штраф по полной. Здесь это запросто.
Видела однажды, как к остановке подкатила полицейская машина, вышли 4 полицейских, немного подождали, подрулил трамвай полный народу. Дверь открылась только возле водителя, полиция вошла, переговорила с ним, а потом пошли в глубь вагона, куда все пассажиры стали указывать руками. Что там случилось – понятия не имею, пришел как назло мой трамвай и я уехала.
Еще эпизод из трамвайной жизни – человек пять ребят с очень громкой музыкой и разговорами, пытающимися перекрыть эту музыку. Подошла к ним фрау и спокойно попросила убавить звук. Ребята так же спокойно сказали: «Извините» и... И всё. Фрау вернулась на место, музыка и разговоры стали значительно тише. Вот что мне нравится – всё спокойно, никакой истерики со стороны дамы, никаких оскорблений со стороны молодежи. И она себя не чувствовала ущемленной, что пришлось встать и идти просить (об одолжении! унижаться перед сопляками!), и мальчишки не чувствовали себя оскорбленными, что им указывают, что делать. В высшей степени достойное поведение с обеих сторон.
Когда Чемпионат мира или Европы по футболу – в стране праздник. И не только машины украшены флагами и разными наклейками, трамваи тоже. В день игры сборной Германии некоторые водители трамваев выставляли в лобовом окне таблички с текущим счетом. А в Бремене, когда играл бременский Вердер в финале чемпионата страны, водитель по громкой связи объявил о забитом голе, чем вызвал взрыв ликования пассажиров.
Это, конечно, не означает, что всегда всё так благостно, чинно-благородно. В последнее время встречаются и наркоманы, которых водит по всему вагону, да еще норовят спросить (почему-то всегда у меня), а какая это была остановка? а какая следующая? Или арабская/турецкая супружеская пара, которые ухитрились сесть в разные двери и начинают громко переговариваться с разных концов заполненного людьми вагона (заполненный – не значит, что все как сельди в банке, все стоят не касаясь друг друга и вполне можно пройти к выходу). И пустые бутылки бывает катаются по полу, и пустые пакеты от МакДональдса. Но изрезанных сидений, разбитых окон, неприличных надписей ни разу не видела.

Так что, оказывается, трамвай и культура, в отличие от гения и злодейства, две вещи вполне совместные:).
Еще на эту тему
‹ Предыдущий пост
Мы такие разные, или „Guten Appetit !“
Следующий пост ›
«За книжную обложку шагни как за порог…»
2
14.08.2014 04:28:12
Как всегда, иллюстрации к тексту прилагаются:)

18983828e2a66fe8da1f83a8e0000858.JPG

b9e2e22ba45ba864e3a5d90838bd452a.JPG

d75d34c2dccb229307b78f320c43bfc5.JPG
Ссылка 2
0
14.08.2014 13:26:47
А что это за клевые поля, по которым идет трамвайчик?
Ссылка 0
0
14.08.2014 13:29:33
Вообще-то, это город:) Просто иногда между разными районами города вот такая дикая природа попадается. Глаз радует:) Одна линия трамвая вообще вдоль реки идет, вот где красота.
Родитель Ссылка 0
3
14.08.2014 13:36:06
вот что меня восхищает в Германии - несмотря на плотность населения и развитую промышленность - сбереженная дикая и обустроенная природа. А трамваи я такие в Валенсии видела - там доже есть длинные маршруты - от выставочного комплекса до пляжа, идет минут 40 по выделенным путям.
Родитель Ссылка 3
1
14.08.2014 13:38:50
Да, здесь в трамваях интересно кататься)) Ты еще не видела, как идет трамвай из одного города в другой. Вот где поля так поля))
Родитель Ссылка 1
1
18.08.2014 07:00:21
Я уже три года как общественным транспортом не пользуюсь, но кататься действительно интересно. Подтверждаю.
Родитель Ссылка 1
0
18.08.2014 06:59:05
Природа перемежается населенными пунктами, а пункты природой. ))
Места не много и это вполне нормально.
Можно из одного города в другой иногда въехать и не заметить этого по виду за окном. Только по табло в транспорте, где надпись меняется.
Родитель Ссылка 0
3
14.08.2014 16:07:08
Борислава, спасибо! Очень интересно тебя читать!

А у нас обещают запустить вот такой трамвайчик)))) Презентовали на недавней выставке:

3500743c20121d127de5777ce35ab3fa.jpeg6050ffafdcb45656b438b92ce2777f66.jpg
Ссылка 3
1
14.08.2014 16:13:21
Ничего себе! Это точно не космический корабль?)))
Ссылка 1
1
14.08.2014 16:18:02
У России неплохо получается развивать космическую отрасль, так что не исключено :D
Родитель Ссылка 1
3
14.08.2014 16:21:53
Особенно впечатляет ширина сидений - сразу видно, что не на китайцев рассчитано;)
Родитель Ссылка 3
4
14.08.2014 16:23:12
вообще, конечно, развивая тему, можно предположить, что рассчитывалось под человека в скафандре :evil::D
Родитель Ссылка 4
0
14.08.2014 19:10:38
Я наверное идеалистка, но у нас, мне кажется, потихоньку (очень-очень потихоньку) становится лучше. На каждой остановке поставили инфотабло, они пока в тестовом режиме, и вообще не представляю, как с нашими пробками можно прогнозировать время до следующего троллейбуса, но задумка такая есть. Это мне все так кажется радужным, пока я наш народ вижу издалека. Выйдя на улицу вечером, когда тут как в метро в час пик, у меня мнение резко меняется на противоположное ))))
Ссылка 0
1
14.08.2014 21:01:39
а в ВАО и ЦАО уже реально работают, и вроде даже попадают :) Я вот еще в окружную электричку очень верю. А в городе щас хорошо - когда три четверти свалили из него :)
Родитель Ссылка 1
1
15.08.2014 01:37:10
Инфотабло - это очень удобно. Сразу видно, сколько минут до прибытия трамвая, ждать или не стоит.
Раз уже поставили - значит, когда-нибудь включат. Знаешь такое высказывание : "Знание мое пессимистично, но вера моя оптимистична".
Родитель Ссылка 1
4
15.08.2014 01:38:22
Те самые столики в трамвае.

9f5059eec19cd5aae57f6138b9022013.JPG
Ссылка 4
1
15.08.2014 16:57:52
Столики - отличная тема!
Родитель Ссылка 1
1
15.08.2014 15:20:19
Что я хотела еще добавить - здесь трамвай не является таким очагом напряженности, где взвинченные, раздражительные люди выясняют отношения, делают замечания, оскорбляют или просто выплескивают свое плохое настроение. Все тихо и спокойно, каждый сам по себе. Все дистанцированны друг от друга, но вежливы.
Наши же люди, как только где-то собираются больше двух - в трамвае или очереди - тут же образуется такое живое сообщество со своими законами и личными отношениями. Здесь я и понятия не имею, кто в очереди в учреждение за мной, а кто впереди меня - я получила из автомата талончик и ориентируюсь на табло. И никто к тебе не пристанет с вопросами, как заполнить анкету (для этого есть служащие) или совершенно не нужным мне рассказом о продвижении своего дела. И никаких разговором о политике и правительстве с незнакомым сидящим рядом пассажиром))
Может быть, я утрирую??
Ссылка 1
1
15.08.2014 17:00:31
У нас сейчас во многих учреждениях эти самые табло с номерками. Тоже тихо-мирно. Но есть неистребимые места, типа Почты России. Это уже только взорвать. Про трамваи конкретно сказать мне почти нечего, крайне редко в них бываю и в сильно неурочное время, чтобы быть объективной.
Родитель Ссылка 1
1
18.08.2014 06:55:44
Там, на Почте России крайне мало платят сотрудницам и меня искренне удивляет почему.
Дело-то важное, всем нужное, а работать задаром никто не хочет - социализм давно прошел.
Родитель Ссылка 1
1
15.08.2014 20:28:28
Я вот постоянно езжу в транспорте, причем всегда почему-то умудряюсь поселиться в каких-то чудовищно популярных местах, куда автобусы-трамваи ходят набитые и редко. Раньше я каждодневно выдерживала битву за место в маршрутке.
Сейчас та же история с автобусом. Квартал новостроек, один автобус от центра - народу набивается как в моем советском детстве, если не больше. То есть давка в часы-пик натуральная со всеми элементами. Вдобавок всё жилье тут строят господа-таджики и господа-узбеки. Так что их всегда как минимум треть салона. Ведут они себя в основном смирно, но я уж не знаю, отчего, но всегда имеют какой-то специфический запах, от которого дурно.
Впрочем, от сограждан порой несёт и того хуже.
А еще народ активно общается, чего только не наслушаешься. Особенно если попадётся компания теток 50+ - тут рядом военный городок, такое сообщество немного закрытое, все друг друга знают, и общаются про всех своих друзей-знакомых-соседей, кто что, кто где, у кого куда дети поступили, кто умер, кто замуж в третий раз вышел...
Сейчас приспособилась ездить на другом транспорте, он ходит не прямо до дому, идти прилично, зато едешь в более-менее человеческих условиях.
Ссылка 1
0
17.08.2014 02:57:39
Ох, насчет специфического запаха - я себе представляю. На курсах нем.языка со мной переучилась тьма народу из всех стран мира. Так вот, должна сказать - у негров (как я не политкорректна - надо говорить "темнокожий") тоже свой специфический запах. Довольно крепкий. Меня в первый день учебы полька за руку утащила в другой конец аудитории от севшего рядом негра. А я еще подумала - расистка какая)) Я-то была воспитана в советской школе в духе интернационализма, и угнетаемых негров мы всегда жалели. Так вот, должна сказать, что какие-то негры все попадались не до конца угнетенные, а совсем наоборот, такие заносчивые и ущемленные, просто тихий ужас. Один, помню, всё возмущался, что все знают такие страны, как Францию-Бельгию, а почему никто не знает его страну Того?? Вот что за историческая несправедливость??
А другой и того хлеще - была одна ученица из правоверных мусульман, приходила в натуральной парандже, с головы до пят замотанная, одни глаза сверкают, садилась только с девочками рядом, на мужчин смотреть нельзя и пр. Так он рядом с ней плюхнулся, а она тут же отсела. Как он орал - это потому что я черный!! это расизм!! и где - в Германии, а я-то думал здесь демократия!! Буквально всем миром мы его утихомиривали.
Родитель Ссылка 0
2
17.08.2014 11:59:25
Вчера мне по делам надо было в такое место, куда в основном трамваи ездят. Пока ехала, вспоминала как раз пост этот. Хотя, справедливости ради, отмечу, что мы ехали в каком-то модном новом вагоне с удобными мягкими сиденьями и народу было немного, все сидели, но, будь там столики, мы бы с сыном и его девушкой игру какую-нибудь настольную затеяли с удовольствием.
Ссылка 2
1
17.08.2014 12:12:41
А немцы до того дошли, что стали приглашать отпраздновать день рождения или юбилей...в трамвае! Пускается особый трамвай-ресторан, ездит по городу, а там люди отмечают, официанты бегают-подают, на остановках машут в окно пассажирам, те в ответ улыбаются и тоже машут. Жаль, фотоаппарата не было с собой.
Родитель Ссылка 1
0
17.08.2014 22:26:38
Ну вот как раз ДР в трамвае - давняя у нас фишка))
Родитель Ссылка 0
0
18.08.2014 07:01:16
А вот места пожилым и детям уступать не принято.
Кто сел - значит сел.
Ссылка 0
2
18.08.2014 15:14:52
Это да. Но мой муж всегда уступал место пожилым дамам (хорошее воспитание, его в окошко не выбросишь :))
Родитель Ссылка 2
0
18.08.2014 17:16:35
и как народ - не шугается?
Родитель Ссылка 0
0
18.08.2014 23:46:45
Нет, не шугается. ))
Грят, мол, спасибо, обычно садятся, но видно все же, что удивлены.
Я тоже уступаю. Привычка, чё!

А вот в московском метро ехали с дочей этим летом. Народу достаточно много, стоим. Один молодой человек сначала сидел, потом встал и уступил место дочке (типа, ребенку). Она молча села, а я ей: Зая, а спасибо сказать? Она засмущалась и молчит. Я молчелу улыбаюсь и грю "Спасибо". Он по-моему, тоже не ожидал. Я помню, у нас как-то было принято, что ДОЛЖНЫ уступать детями и пожилым и можно было даже на этот счет скандалить.
Наверное поэтому.
Но сейчас не знаю, да и езжу обычно в маршрутках, когда бываю. Там стоячих мест, стало быть, и проблемы нет.
Родитель Ссылка 0
0
21.08.2014 11:00:35
В России вобще много из-за чего можно скандалить, и уступить место в транспорте - просто еще один повод для моих сограждан излить на мир ненависть из-за собственного убожества и несовершенства :)
Родитель Ссылка 0
1
19.08.2014 01:49:55
Нет, и даже никто не удивляется. :) Очень мило улыбаются и благодарят.
Родитель Ссылка 1
1
18.08.2014 15:22:15
В первое время мне очень нравилось покупать билеты в автоматах на остановках. Там вариантов море - на одного человека, на 5 человек, с собакой - без, взрослый-детский, для пенсионеров, в центре города, в определенный район. Ну и цены тоже варьируют. Один билет действует с момента компостирования 90 минут в одном направлении. Можно выходить, пересаживаться на другие маршруты - главное, соблюдать вектор))

Сейчас у меня проездной на год, который каждый год автоматически продлевается. Это дешевле, чем каждый месяц покупать. Мой тип проездного такой, что я имею право его передавать третьему лицу (хотя он выписан на мою фамилию!), а после семи вечера по будням и в выходные-праздники я имею право провезти с собой еще 4 человека:)
Ссылка 1
0
19.08.2014 00:18:48
Оффтоп.
А давно ли была здесь Глаумурус?
Мне бы срочно с ней связаться, или может у кого-то мейл есть и можете мне скинуть?
Плииз.
Айкори, тебя жду в скайпе, разговор есть.

А по теме: да-да, трамваи в Германии занятные, по ним и езде в них можно даже экскурсию проводить. ;-)
Ссылка 0
0
19.08.2014 01:41:47
Ромашка, ценю вашу находчивость, а также то, что вовремя спохватились и добавили строчку про трамваи, но всё это можно было сделать гораздо проще - оставить ваши воззвания к Айкори и Глэм у них в любой теме или под любым их комментарием. И тогда стопроцентно попадание по адресу.
Родитель Ссылка 0
1
19.08.2014 02:08:18
Выкрутилась, да )) Айкори, спасибо. Мы нашлись.

Мне надо было в список справа попасть, а там почему-то не все темы отображаются. Эта отобразилась, потому и написала в ней.
Комменты под ником не дают не только стопроцентного, но и вообще никакого попадания. Сообщения об отзывах не пересылаются на почту. И от того, под чьим именно ником оставлено сообщение, ничего не зависит. Лички пока не работают.

По теме: кроме травмваев интересны еще двухэтажные электрички. Я если куда-то еду, то всегда лезу на второй этаж.
Родитель Ссылка 1
0
19.08.2014 11:53:41
мне приходят уведомления на все темы. где я автор и те, где я оставила комментарии. у тебя не так? это должно быть по умолчанию. ты меняла настройки профиля?
Борислава, соррри. просто выясняю по горячим следам)
Родитель Ссылка 0
2
19.08.2014 17:20:13
Нет. Мне никогда ничего не приходит и не приходило.
Настройки я никакие не меняла.
Но дело-то не в моих настройках, а в тех, кому я отвечаю.
Если у них не включено, то хоть оппишись.
А включено или нет - не известно.

А Гламурчик-то у нас красотка ;-)
Родитель Ссылка 2
1
19.08.2014 17:22:04
Мне приходят сообщения только, если кто "мне нравится" под моим постом поставит. А больше никаких.
Родитель Ссылка 1
1
21.08.2014 01:27:22
а мне даже они перестали приходить(
Родитель Ссылка 1
0
21.08.2014 01:34:20
Айда, тебя так зачитываешься, что просто забываешь кликнуть на "мне нравится". :) Прочтешь, потом еще раз перечтешь, потом торопишься тебе ответить, а тут еще мысли интересные посетили и норовят разбежаться в разные стороны. Ну вот когда тут на кнопку нажимать?? И я уверена, так не у меня одной))
Родитель Ссылка 0
0
21.08.2014 01:42:15
Борислава, отличная отмазка спасибо за комплимент:{}! Ухожу спать звездой;) .
Родитель Ссылка 0
1
21.08.2014 11:03:55
Борислава, здорово, что ты появилась на БХ - и с темами про Германию. Для меня это баальшой открытый гештальт, так что пиши обо всем, что есть в твоей жизни, даже если кажется, что это не вызовет отклика у всей аудитории сайта - я плюсики ставить ленюсь, но все читаю очень внимательно и с удовольствием. Знаешь, такие 5 минут нормальной жизни в океане тотального российского безумия - просто чтобы помнить, что нормальная жизнь где-то есть - и кто-то именно ей сейчас и живет :)
Родитель Ссылка 1
5
22.08.2014 02:31:46
Спасибо, Джек, очень важные для меня слова. Я рада, что мои зарисовки интересны.
Знаешь, есть люди, которые расспрашивают и тут же раздражаются от услышанного. Это не про БХ, ни в коем случае, это некоторые мои родственники. В первое время мне так хотелось поделиться новыми впечатлениями, и будто бы люди с интересом задавали вопросы, а потом такие комментарии, такой негатив все мои рассказы вызывали, что я и перестала рассказывать. На расспросы "ну как там у вас?" обычно отвечаю - сложно, не всё так просто, по-разному.
Хочу признаться - в первые годы было очень тяжело, и язык долго нарабатывался, чувствовала себя дура дурой, которая по сто раз переспрашивает, и к работе было сложно привыкать. Вообще попадание в зону некомпетентности тяжело переносилось. Так я себе придумала такую игру - будто я журналистка и собираю материал, я должна полностью погрузиться в среду, в профессию, прочувствовать, научиться, чтобы потом это описать :) Мне это действительно помогло.
Родитель Ссылка 5
2
22.08.2014 13:46:12
Борислава, я тоже полностью разделяю то, что Джек выше написала.
Мне очень импонирует твое восприятие, твоя гибкость мышления. Не говоря уже о личных качествах, а так же образованности и грамотности вообще.
И поддержу - никогда не знаешь, что может оказаться интересным - очень важен ТАКОЙ ВОТ опыт! Индивидуальный! А если он еще и так доступно, с отличным чувством юмора описан - бесценно !):{}
Родитель Ссылка 2
0
23.08.2014 01:33:54
Спасибо, Айда, и все девочки, большое спасибо, мне очень приятно, и я смутилась, такие хорошие слова!
Родитель Ссылка 0
0
22.08.2014 21:10:23
+1
Родитель Ссылка 0