London is the capital of Great Britain.Часть вторая.

Я по-прежнему о государственных школах, теперь о французских.

Наблюдение номер четыре: Дети, мы всё уже придумали за вас, записывайте!


Вот был случАй. Девятикласснице надо сдавать ГИА (государственная итоговая аттестация, раньше это просто называлось «экзамен после 9-го класса») по французскому языку. Французский изучают с первого класса, какое-то бешеное количество часов в неделю. В общем, спецшкола, очень престижная, все её хотят. Одна из тем на экзамене: «Расскажите о своём любимом фильме», ну ок, хоть не «Париж—столица Франции» и на том спасибо и вообще, есть где развернуться и продемонстрировать свой богатый внутренний мир. Предполагалось, что ребята подготовят свои рассказы дома, а учитель их проверит и послушает, может быть, что-то подскажет. Девочкин любимый фильм -- «Хористы». Замечательный фильм, французский, есть, что рассказать и над чем подумать. Пишем тему совместными усилиями, простыми, человеческими словами. На следующем нашем занятии интересуюсь, как всё прошло, удалось ли ей выступить в классе. То, что я услышала, заставило меня задуматься очень надолго: «Нет, про свои любимые фильмы мы не рассказывали, хотя многие были готовы. Первый человек начал отвечать, учитель сказала, что всё это не то и никуда не годится, и теперь наш любимый фильм будет – «Летят журавли». Распечатка с рецензией из советского институтского учебника того года, когда «Летят журавли» был новинкой кинопроката, убедила меня, что я не выжила из ума и это всё правда. Но у меня по этому поводу остались уточняющие вопросы: «Погоди, - вопрошала я, - а если вопрос про любимый фильм достанется нескольким ученикам? Ведь билеты иногда возвращают на стол. И что тогда? А что, если в комиссии будет кто-нибудь со стороны и он или она задастся резонным вопросом, почему 14-ти летние дети поголовно нежно любят фильм «Летят журавли»? А вдруг этот проверяющий, начнёт, зараза, выспрашивать, уточняющие вопросы задавать? Ты смотрела этот фильм? Ваш учитель не боится оскандалиться? А зачем вообще этот балаган нужен?». Вопросы остались без ответа, и эта ситуация повергла меня в пучины скорби.


Знаете, что по этому поводу вспомнилось? Чувство недоумения, когда в школе приходилось рассказывать о себе на английском и отвечать на дежурный вопрос в учебнике: «Что ты любишь?». Потому что «ну а кому в классе может быть интересно, что я люблю? Учителю тоже неинтересно, ему вообще надоело долдонить одно и то же, и вообще, нас тут много, а он один. Надо говорить правильно, как учили, а учили про хобби и всякую деятельность полезную». Тут вопрос в том числе и в различии культур, ну не принято у нас заявлять о себе, анализировать вкусы, говорить про то, что тебе нравится, и ещё пуще про то, что не нравится. В учебниках для начинающих, изданных не у нас, в фильмах учебных, это самое «люблю/не люблю» идёт сразу после «меня зовут». И ответ может быть любой, начиная от красного цвета и заканчивая непереносимостью запаха табака. И в этом интерес к личности просматривается (пусть даже и весьма поверхностный), к её предпочтениям. Вот с самого начала, с азов. А описанная выше ситуация—«отсебятину не нести, ошибок ещё наляпаете, мы расскажем вам, какой у вас любимый фильм»—это апофеоз нашей системы, это очень по-восточному. А когда европейские языки преподают, используя восточные принципы, это странно. Может быть, с арабским или китайским в наших школах веселее бы дело пошло, как думаете?

Часть первая здесь: http://behappy.ru/blogs/emealisa30/18070/
‹ Предыдущий пост
Иностранные языки в государственных школах или London is the capital of Great Britain.
Следующий пост ›
Настольная игра по мотивам шоу "Полиглот". Сделай сам.
0
10.03.2015 02:37:22
Слёзно прошу комментировать по существу:-)))) Мне, правда, очень интересно всё, что связано с изучением иностранных языков вообще, но тема эта про детей, про госшколы и иностранные языки в оных. Спасибо за понимание.
Ссылка 0
0
10.03.2015 03:24:41
а что комментировать? Учительницу? Так ей эта "умная" мысль про любимый фильм не сама в голову пришла, ей наверняка подсказали свыше. Систему? Вам времени не жаль?
Ссылка 0
0
10.03.2015 03:33:02
Уже жаль:-)))
Родитель Ссылка 0
0
10.03.2015 06:11:50
Это они ляпсусов и плохих оценок боятся. Хотя правильнее было бы так и объяснить ученикам, мол, так и так, вот по этой причине будем отрабатывать одно и то же. Дети-то уже не маленькие, чать, поняли бы.
На взрослых языковых курсах, помню, вполне себе допускалось давать на заданный вопрос любой ответ, пусть даже не совпадающий с реальностью. Так и говорили: мы работаем надо языком, а не над вашими личными данными. Хочешь, рассказывай свое личное, а не хочешь - не рассказывай.
Исходя из вышеизложенного, думаю, что разница культур тут ни при чем.
Ссылка 0
0
10.03.2015 15:04:40
Ромашка, мотив учителя понятен очень, ученикам так и объяснили, что будем учить одинаковое, потому что нужны приличные оценки на экзамене. Они искренне добра хотели, просто представления о добре у всех разные, и в будущем подобная забота боком выходит. Зачем тогда напрягать всех готовить темы самостоятельно, времени у всех и так в обрез? И второй вопрос: что мешает проверить то, что они написали дома, исправить ошибки, если они есть, и отправить с Богом учить наизусть? Если не готовился, изволь "журавлей". Это было бы по-человечески понятно. Почему исключается возможность получения хорошей оценки, если говорить от себя и своими словами, пусть и не такими замысловатыми, как в настоящей рецензии? Важно же говорить, а не учить наизусть чужие заботливо подсунутые мысли. Потом желание говорить от себя, строить свою фразу пропадает напрочь. По поводу различия культур в контексте этой ситуации, я, наверное, сравнила горячее и деревянное:-))) Второй абзац Вашего комментария тоже очень интересный, напишу.
Родитель Ссылка 0
0
10.03.2015 16:15:06
Да это всё наша ЕГЭ-система - в широком смысле. Не важно, что ты знаешь. Важно сдать.
Одно радует - "Летят журавли" всё же не самое плохое кино. Может, кто-нибудь из интереса хоть посмотрит.
"Хористы", впрочем, тоже чудесный фильм.
Ссылка 0
0
10.03.2015 18:29:00
Колбаса))))) да, это плюс, но, насколько я знаю, девочка смотреть его не ринулась, чтобы не тратить драгоценное время, рецензию-то за неё никто не вызубрит:-)))
По поводу ЕГЭ именно по английскому, не поверите, очень объективный экзамен, сдирали его с европейского образца: все аспекты и навыки в нём проверяются очень честно и последовательно. В отличие от старого доброго устного экзамена, когда вызубриваешь билеты, может быть, диалоги, заранее составленные на заданные темы с подружайкой, которая и будет партнёром на экзамене, и вуаля, пятёрка в кармане, а знаний и навыков как не было, так и нет.
В ЕГЭ ты получаешь задания, которых отродясь не видел, в отличие от старинного экзамена с билетами, и демонстрируешь чистое искусство, устная часть тоже присутствует, там надо проанализировать предложенные фотографии и рассказать о сходстве и различиях и прочем. То есть никаких готовых тем и домашних заготовок, как в вышеописанном случае с ГИА. Искренне не понимаю, как на ЕГЭ по английскому можно при таком раскладе натаскать, но некоторые учителя это практикуют, не знаю, насколько успешно. Для сдачи ЕГЭ по иностранным нужны реальные знания, натаскивать бессмысленно, думается мне, лучше просто спокойно и последовательно учить язык, ну, сделать несколько пробных вариантов, чтобы понять структуру и требования экзамена. Никогда не думала, что стану защищать ЕГЭ, но конкретно по иностранным языкам новая форма экзамена стала гораздо более объективной, чем раньше, просто на хорошей памяти и на зазубривании не выехать. Есть очень чёткие критерии оценки, специальные бланки, которые заполняет проверяющий, не компьютер, а живой человек, так как компьютер не в состоянии проанализировать, ответили ли вы на вопрос или нет, привели ли аргументы в пользу своей точки зрения или забыли про них. Компьютер проверяет только те задания, в которых предлагаются варианты, письменную и устную часть--люди. К примеру, в разделе Письмо, надо ответить на письмо друга (письмо прилагается). В ответе нужно обязательно ответить на все вопросы письма и задать свои три, если экзаменатор не обнаружит в вашем письме ответы на все вопросы или недосчитается ваших вопросов, то снимет по баллу за каждый пропущенный момент, потому что в задании это оговаривается строго. Также нельзя сильно превышать и уменьшать заданный объём, то есть работает посыл: "резвись, покажи, что умеешь, но в заданных рамках и выполни поставленную задачу". В общем, всё честно, и понятны принципы, по которым формируется оценка. Раньше, на устном выпускном экзамене в школе или вступительном в институт, экзаменатор руководствовался ощущением: "нравится ответ-не нравится ответ, много ошибок-мало ошибок", а это нечёткий критерий.
Родитель Ссылка 0
2
10.03.2015 16:42:54
Теперь мне понятно, почему мне так нравилось на курсах, где преподаватель был иностранец. Потому что мне искренне казалось, что преподавателю интересно, что я люблю в подробностях. ТАкая была разница по сравнению со школой!
Он задавал уточняющие вопросы и иногда так получалось увлекаться и забывать, что английский - это сложно :D
Ссылка 2
2
10.03.2015 18:43:38
Айда, я так рада, что Вы поняли, что здесь имелось в виду под культурными различиями. Этот интерес преподавателя, о котором Вы говорите, он ведь необязательно прямо из глубин души шёл, и не надо, достаточно и того, что у Вас сложилось впечатление, что ему интересно слушать. Провела простой эксперимент: переступив через российскую угрюмость, начала искренне выспрашивать мнение детей по любому поводу. Поводом может стать хоть упражнение по лексике/грамматике, в котором встретилось слово, ну, скажем, green. А ты любишь зелёный цвет? Нет? А какие любишь? А у тебя есть одежда любимого цвета? А какая? А игрушки? А книжки? О про что они? И в таком ключе. Я была потрясена. Ребёнок, раньше говоривший только по большим праздникам и в преддверии проверки в классе, расцветал и начинал с удовольствием рассказывать, слушать, пытаться понять вопрос, переспрашивать, если не понял, оставалось только необходимые слова подбрасывать. Ему это было легко делать. Со взрослыми сложнее бывает, они подозрительные и думают, что разводящий его на разговорчики препод пытается залезть в душу, спросив, что он/она любит есть на завтрак. Таким недоверякам лучше сразу сказать, что можно и соврать, никто сверять показания не будет, но подлиннее и с использованием новых слов, вот Ромашка об этом написала.
Родитель Ссылка 2
0
12.03.2015 19:28:35
Лиза, спасибо большое, что Вы описываете свой опыт! Тема школы она такая тут у нас, противоречивая)))) оттого и интересная, наверное.

Вопрос: да, похоже, учат у нас по шаблонам. Но! знаю многих людей, окончивших в 90-х наши языковые гимназии, они очень неплохо владеют языком (одним, часто двумя). И общаются вполне сносно с иностранцами... Может, не все так плохо в этой системе? Может, главное, интерес ученика (в первую очередь) и умелый подход учителя, пусть даже по шаблонной системе?
Ссылка 0
0
12.03.2015 21:32:14
Спасибо, Куба! Интерес ученика--это само собой, первично, тут я согласная:-)) Но как же просто его при таком шаблонном подходе убить напрочь. Тут уж правда, выживет и выплывет сильнейший, готовый переварить любую муть и скуку, из тонн песка намыть крупицы золота. Может быть,так оно и правильней, не знаю. То, что в подобной системе есть и свои плюсы безусловно, в финале первой части грозилась написать и про них. Стала думать, облекать в слова, их так мало набралось, что подумала, а стоит ли марать бумагу:D?

Я, собственно, описывая систему, черпала вдохновение из выборки по московским школам, охотно верю, что в других городах дела обстоят иначе. Училась в Мурманске в языковой гимназии, закончила в начале 2000-х, наизусть темы мы не разучивали, хотя те же бесполезные тетрадки-словари с переводом и транскрипцией присутствовали. Все, кто в классе болтал-писал-понимал свободно и с минимумом ошибок, занимались серьёзно с репетиторами или ходили в языковые центры годами. Я же, как дура, делала всё, что говорят в школе, все домашки от и до, родителей не напрягала проблемой этой, старалась, как папа Карло, а говорить-писать-понимать не могла толком, это было печально. Чувствовала себя немного обманутой: пятёрка стоит, все штаны за домашкой просижены, а ничего толком не знаю и не умею, было противно, тоскливо и обидно. Научилась всему уже в институте, где, к слову, пришлось начать с начала, с нуля, так как тест показал зияющие дыры в знании элементарных вещей. И это после стольких лет усердной работы в школе, и интерес у меня был там огромный, и желание, не помогло. Только в институте и узнала, что надо учить, и как, и зачем, переучила все основы, появилась база и понимание, что к чему. Но это опять же, то, как у меня было.
Родитель Ссылка 0