Классный час

Только что вернулась с тяжелой работы. Голова гудит, руки потряхивает, сердчишко просит валидола. Посетила в качестве фотографа "Классный час" в 3 б. Если бы я умела писать очерки, я бы поразила вас, ибо есть характеры, есть сюжет, есть ломаные линии, острота чувств, интрига, обломы, накал страстей - все есть в 3 "б". Но я уж как смогу...

Сюжет первый. О честности и отличниках.

Столько лет живу, а только сегодня узнала, что похвальные листы, оказывается, вручают только тем , у кого во всех четвертях и в году не вышло ни одной четверки. То есть исключительным отличникам, которые только иногда в "домашке" позволяют себе чуть-чуть подправить буковку или циферку, за что получают заслуженное наказание - 4 возмущенных балла красной ручкой в тетрадь. Не в журнал. И вот учительница вызывает заслуживших похвальные листы к доске. Спешно вручает, класс жидко хлопает, троица отличников садится на место. Дальше по процедуре завершения года - вручение грамот отличникам, у которых в четвертях случились казусные четверки, а в году вышли "пятаки". Вызывают Соню. Соня идет к учителю, понурив голову. У Сони, текут по лицу слезы. Встав у доски она не выдерживает и начинает всхлипывать. А когда учитель, округлив глаза, спрашивает: что же такое случилось, Соня? Соня начинает рыдать и хлюпать носом: "А вот Тане дали похвальный лист, а мне неееееет!" и закрывает лицо руками, чтобы расплакаться окончательно.
Фотоаппарат в моих руках тяжелеет, и я перестаю фотографировать, ибо как-то неловко в повисшей тишине и сквозь рыдания девятилетней девочки щелкать и мигать вспышкой... Учительница багровеет и включает громкую связь: "Я много раз вам говорила, что пятерки надо заслужить! Похвальные листы - надо заслужить! Что отличные отметки и награды - это кровь и пот! Кровь и пот! Иди, Соня, сядь на место и подумай! И больше я никому и никогда завышать оценки из жалости или еще чего-то не буду! Кровью и потом достаются похвальные листы!".
Я внутренне ужасаюсь и вглядываюсь в лица отличников - осталась ли там хоть кровинка?
Соня, размазывая по лицу слезки, садится на место и втыкается лбом в парту.
Ее тихонько поглаживает по руке одна подружка, а вторая смело встает и говорит:
-Как же так, а почему тогда вы дали похвальный лист Тане? У нее в этом году в четверти была четверка! А Соне не дали? Это несправедливо! Нечестно это!
И дети начинают гудеть, вертеться, успокаивать Соню и развивать тему честности. Отличница Таня морщит нос и выкатывает губу, чтобы то ли зареветь, то ли обидеться.
- Как у Таня четверка была? Я что-то напутала разве? - говорит учительница. - Ну, мы это обсудим позже, сейчас Соня успокоится и продолжим вручение!
Я сижу на корточках возле окна, а за партой, которая ко мне ближе, сидит веселый паренек Арсений. Молча наблюдая ситуацию, Арсений шепотком делает резюме: "Кровь и пот, кровь и пот... А можно без жертв получить знания? И отличницы-то у нас фальшивенькие...". И я с удовольствием фотографирую прелестного парня.

Сюжет второй. Страшный.

Девочка Катя действительно часто прогуливает школу. Как ни спрошу дочь: как у Кати дела? В ответ: Катя болеет, Кати сегодня не было, Кате надо позвонить и сказать домашку... Ну, болезненный, хилый, тонкий, практически прозрачный ребенок. И, конечно, мало успевающий, скатившийся на тройки. Потому что если ты болеешь в нашей школе - это только твои проблемы. Твоя мама, несмотря на твои 39, должна приехать к учителю и взять задания - классные и домашние. Чтобы ты впустую не болел. А Катина мама не приезжала - у нее годовалый малыш, некогда ей. Я знаю, что моя Сашка помогает иногда Кате с контрольными или домашкой, потому что: "Я же дочь препода!". Выделывается, конечно, но помогает.
А Катя часто болеет. Но сегодня Катя пришла. И здорова, и праздник все-таки – даже разрешили не в школьной форме прийти, хочется и Кате кусочек счастья, обнадеживающих наставлений перед 4 классом и дневник с оценками. Но...
Учительница подходит к Кате со скорбным выражением лица.
- Катя, скажи, почему ты не была вчера в школе?
Катя, чуя неладное, пригибает голову и тонким голоском отвечает:
- У меня очень сильно болела голова, мама дала мне таблетку, и я уснула. И мама мне разрешила не ходить. Но сегодня у меня голова не болит.
- Хорошо, - принимает ответ учитель. - Скажи, Катя, а ты не боишься переходить с нами в 4 класс?
Катины глазки становятся огромными. На бледном личике глаза кажутся темнее обычного.
- А что? - с ужасом уточняет девочка.
- А то, что ты ходишь в школу не чтобы учиться, а чтобы бить баклуши! - констатирует учитель и тут же обращается к классу: - Кто скажет мне , что такое "бить баклуши"?
- Ничего не делать, лентяйничать, - дрессированно докладывают отличники.
- Да, Катя, ты лентяйничаешь! А следующий год у вас выпускной. Если вы, дети, - уходя от Кати и обращаясь уже ко всем продолжает учительница, - если вы все не перестанете лентяйничать, вы вырастете несобранными, безответственными людьми! И вас смогут отставить на второй год в средней школе!
Катя от ужаса едва не съела свою тоненькую беленькую косичку.
Я подло сжала зубы, чтобы не вмешаться. Ребенка мне было жалко. И я думала спросить у учительницы: Уважаемая, дорогая наша, любимая даже уже учительница, а вам не страшно жить? Вам не кажется, что на вас лежит такая огромная ответственность - детские души? Вам не страшно смотреть строго им в глаза, не страшно хлестать по их рукам, которые они вам доверчиво протягивают? Вот просто интересно, а не страшно ли учителю за свой собственный завтрашний день? Я бы послушала ответ, потому что человек, задающий девятилетнему слабому ребенку подобные вопросы, должен сам на них уметь отвечать. Но я прикусила язык и не стала выяснять отношения при всем классе. А Катя выдохнула, когда учительница отошла от нее. Страх у Кати теперь точно появился. И обида, и я почему-то думаю, что у Кати этих обид и страхов уже целый букет. И на месте учителя я бы уже боялась...

Сюжет третий. Хулиган.
Андрюха сидит отдельно. В самом дальнем углу класса, за маленьким персональным столиком. Один. Ему плохо слышно и видно, что происходит с детьми в классе, у доски, и поэтому он периодически спрашивает меня: "А о чем они там сейчас шепчутся?", - и показывает на одноклассников. Конечно, учителя ему и видно, и слышно, но самые важные детали ускользают, мелочевку не заценить, записку не передать, шепоток девчат и парней не услышать, и Андрюха морщится. Он один и даже не на "камчатке", а еще дальше, в суровых ледниках учительской души. Потому что Андрюха - хулиган.
- Он несдержанный, такой несносный, такой активный! - жалуется на него учитель. - Он очень умный мальчик, но с ним иногда невозможно сладить. Вы слышали его комментарии и шуточки?
А то! Слышала, конечно. Да, Андрей мешает своими высказываниями, ухмылками, подначиваниями, смехом, шуршанием пакета... Мешает, потому что привлекает внимание. Потому что гиперактивному ребенку надо вертеться, крутиться, а лучше скакать да повыше. А тут школа, и каждый день пять раз по 40 минут "сиди-не-вертись". И на переменах не всегда отпускают попрыгать, например, не успел матику дописать - сиди перемену и дописывай.
- Да тут не знания приобретешь, а ума лишишься, - вздыхает Андрюха и меняет под собой ногу, на которой сидит.
Да, сто лет живи и сто лет убеждайся, что школа рассчитана на девчонок. Причем на флегматичных. А на хулиганов, внимательных, умных, вертлявых, все успевающих - не, на таких школа не работает. Школе лучше чопорных мальчиков, в очках желательно и без эмоций, пожалуйста, чтобы как машины - делали, что скажут, без разговоров, без чувств, без усталости. Ибо "потом и кровью..."

Сюжет последний. Каникулы? Нет, не слышали...

Вручая грамоты, похвальные листы, дневники с оценками, учительница каждый раз вкладывает в руки ученику кипу бумаг формата А4. По внешнему виду - курсовая, не меньше. "Ой, - думаю, щелкая фотоаппаратом заслуживших, - не к добру сие добро... ". 32 страницы - это задания на лето по математике и русскому. То есть конкретные задания, точные упражнения и расчеты.
- Чтобы вам было удобно, дети, все задания расписаны по дням. Вот на первом листе, поглядите, тут задания на 1 июня и на 2 июня. И так каждый лист - это задания на день или два. Задания вам известные: на разные вычисления, на все пройденные правила, на словарные слова и на все виды грамматических работ. Сложного ничего нет, все это мы с вами делали весь год. Пожалуйста, каждый день в каникулы выполняйте задания, и тогда вы все успеете сделать к началу учебного года! И не забывайте про список книг, про читательский дневник, про диктанты, которые вы должны попросить маму или папу вам продиктовать в каникулы не менее десяти раз, про таблицу умножения тоже не забывайте! Все это я проверю в первые же дни нового учебного года. Все меня слышали? Всем все понятно?
- Дааа.... Всеееем... Поняяяятно, - прогундосил счастливый, уходящий в отпуск класс.
- Поздравляю вас, дети, с успешным окончанием 3 класса! Хорошего вам отдыха! И не забывайте про задания! Все сдать 1 сентября!

И вот наш класс вываливается из школы и строем заходит в автобус. Последняя радость в этом учебном году – трехчасовая экскурсия по Екатеринбургу. Сейчас забыты домашние задания на лето, дневники с оценками, наставления, обиды и страхи. Сейчас радостно и вольно. И дети бесятся, потому что радость стереть с детских лиц гораздо сложнее, чем думают учителя. Дети все делают по-настоящему: боятся, радуются, бесятся, внимают, извиняются, хулиганят, орут, молчат, обнимают или проклинают. Это взрослые играют, подбирая выражение лица, слова, движения. А у разноцветной, громкой мелкоты все по-настоящему. И учительницу свою они любят по-настоящему. Вот так парадоксально – любят! Увидят на улице - бросаются с объятиями. Услышат ее грозный рык в школе - прижимаются к стенке. Вся палитра эмоций в этих маленьких девятилетних флакончиках с жизнью. Очень хочется только, чтобы школа не выпила из глубоких, честных, искренних детишек кровь и не выпотрошила их до последнего пота всего-то за какие-то пятерки и похвальные грамоты…
‹ Предыдущий пост
Няня
0
03.06.2015 13:29:16
Егорка, только сейчас заметила ваш рассказ. Блестяще :) Все верно до миллиметра - и я очень горжусь своим сыном, что он сумел показать полное неприятие подобного отношения к нему. Правильность нашего решения сменить школу посреди учебного года подтвердили все его учителя в новой школе, которые приходили на род собрание в конце года. И это собрание в частной школе по интонациям и общему смыслу было полной противоположностью тем, на которых я была в госуд школе - нам рассказывали, какие у нас хорошие дети, что учителя с ними прошли и что собираются давать в следующем году, никакой критики, никаких оценок.
Да, программа того же первого класса стала реально загруженнее, да, на лето задали тоже много - я тащила домой такую стопу учебников формата А4, которую на МВА не получала. Да, мы занимаемся в день в среднем по 2 часа - русский, 2 нерусских, чтение, математика. Порадовала первая же задача по математике - "напиши наименьшее натуральное число" - это первый класс, Карл!!! я такое в курсе алгебры проходила... Но ребенок мой в принципе все это делает, без скандалов и иногда даже с интересом, во французский же просто влюбился... То есть и вертлявым, умным, гиперактивным мальчикам в школе тоже можно плодотворно учиться - если это школа, а не филиал зоны для несовершеннолетних...
Ссылка 0