Про похвалу.

- Е.В., знаете, почему я вас люблю? - спрашивает меня девочка, которую я учу писать сочинение для ЕГЭ. – Потому что вы хвалите. Даже за ерунду хвалите. Вот я тут написала «снежные» чувства вместо «холодные», а вы сказали, что необычно и хорошо. А в школе учительница мне за такое «два» бы поставила.

Действительно, хвалю. Потому что сама сильно ощущаю, как людям нужна похвала. Даже за мелочь. Иначе нас всех ждут «снежные чувства». Не пушистые, легкие и белоснежные, а колючие, ледяные и беспощадные.
Мне кажется, каждый из нас постоянно сталкивается с недовольством и критикой и уж очень редко с похвалой и одобрением.

Например, мамой быть – очень сложно, потому что мамой все всегда недовольны. В детском саду маме достается: «Вы вообще своего ребенка воспитываете? Он же у вас драчун!», «Вы своей дочке объясняете, что не надо воспитателя по всякой ерунде дергать?», «Вы говорите своим детям, что нельзя бегать?», «Вы опять чешки не принесли?», «Опять за театр только вечером деньги отдадите?», «Снова он у вас орет!» и т.д.
В школе мама в ответе за все перед учителем, директором, министром образования и перед Господом Богом за себя, ребенка и всех ранее названных: «Вы обязаны учить уроки с ребенком, а вчера одно задание пропустили!», «Вы не сделали ему доклад по «Окружающему миру», поэтому он у вас получил два!», «Вы не принесли справку от окулиста, поэтому я не пересаживаю вашего ребенка на первую парту!», «Вы должны отложить все свои дела и сделать уроки, даже ночью. Как вы можете спать, если не выучили английский?», «Вы не дали ему 50 рублей, поэтому вашему ребенку пришлось одному сидеть в классе, пока все смотрели платный спектакль», «Вы должны научить его любить русский и чтение, вы же филолог! (это было уже сугубо мне). В школе мама слышит критику в свой адрес, в адрес ребенка и всей своей семьи (на всякий случай): «Попросите бабушку или дедушку помочь, раз сами такая, что не можете, пусть кто-то из близких займется ребенком, или у вас все такие же занятые?!»
Конечно, адекватные мамы умеют стряхивать с ушей лишнюю критику. Но я сейчас не о том, что критика бывает неадекватная, а о том, что критики в совокупности чересчур много. И даже не просто много, а она одна кругом и есть. Я о том, что никто и никого не хвалит. Или хвалит, но крайне редко. И скупо, в сравнении с обильной и выразительной критикой.
Приходишь в поликлинику с ребенком, сразу слышишь упреки: «Чего вчера не пришли? Почему прививку пропустили? Куда смотрели – в прошлом месяце надо было окулисту показаться! Что вы тут стоите? Идите в регистратуру карточку свою искать, вы же ее не принесли!». И кругом мама сразу виновата, чувствует себя бестолковой и невнимательной к собственному ребенку (!).
И я уж не говорю о том, что мама в принципе всегда в ответе за все ,что делает ребенок. Главным образом за плохое. Потому что хорошее – это он молодец, и все. А вот за плохое – за это маме достанется по всей программе: не так воспитываете, не то дома говорите, не тому учите, не развлекаете, слишком много развлекаете, не читаете ему, не то читаете, не уделили внимания, слишком много уделяете внимания –сам ничего не может сделать, только со взрослыми!... и ты ды.

Ребенок тоже похвалу слышит, наверное, только пока очень маленький. Съел кашу – молодееец! Сам колготки надел – умница! Но чаще всего дитенку достается по ушам: не помогаешь по дому, игрушки не убрал, вещи разбросал – лентяй; книжку порвал – паразит; ты неаккуратный, посуду не туда поставил; невнимательный – ботинками грязными по квартире прошлепал; пластилином все измазал, ножницами порезал, чашку разбил, суп разлил – одни неприятности и сплошной дискомфорт. И кругом ребенок виноват. И ничего хорошего не делает. А еще такая фишка у некоторых есть: «Не перехвалите!». Мол, перехвалите, так вообще вырастет избалованный раздолбай, и хана вам.

А на работе вы часто слышите, как вас хвалят? Просто говорят «спасибо» за то, что проявили инициативу, например, цветы полили, про которые все обычно забывают. Приходит взрослый человек на работу и с утра получает ЦУ, рекомендации, наставления, требования и сроки. По-деловому, сжато, жестко, резко и безапелляционно. Получил? Все, иди и работай. А вечером: сделал? Ок, завтра надо… и новый список, чтобы за ночь не расслабился. А еще лучше ночным письмом: завтра срочно! В принципе человек может спать не ложиться, все равно не уснет – о работе будет думать: как бы не облажаться, все успеть, не сделать хуже других… И не вздумать жаловаться. Что за проявление слабости?

Вот моя девочка-старшеклассница. Ей вообще-то не хочется поступать в УПИ, тьфу, УрФУ. Но надо. НАДО. Потому что специальность крутая, вуз крутой, все друзья туда идут, мама-папа будут счастливы, да и она сама в принципе не протии того, что надо специальность иметь. Да, она хочет в театральный. Или в музыкальное – петь, конечно. Но ведь это не специальность, она понимает. А вот инженер или там экономист – это зашибись, конечно, специальность, и работа всегда будет, и зарплата какая-никакая, уважение, не то что к певичкам… И девочка будет из кожи лезть, чтобы сдать ЕГЭ и вступительные. Потому что это же стыдобища: все поступят, а она нет. А ведь она уже всем сказала, что тоже будет поступать. Че теперь, с пути сворачивать? Слабачка будешь. А пока ее все ругают: не доучила, не понимает, не то пишет и не то считает, не так решение у задачи строит, отвлекается и мечтает, ленится, черт подери! Два раза прогуляла математику! Кошмар. И девочка живет в облаке постоянного недовольства. И сама недовольна собой до крайности. «Снежные чувства» без всякой нежности.
- Знаете, мне иногда снится, что я плыву в сугробе. Снег руками разгребаю и пытаюсь плыть. А кругом только белое все и тяжелое.
Этот чуть подросший ребенок уже одинок и живет в постоянном холоде. И все внутри холодит: не смогу, не успею, сделаю хуже, отругают, накажут, сама же потом жалеть буду…

Ученики, мне кажется, больше всех сталкиваются с потоком негатива. Ошибки допустил – сразу двойки, исправление внес – на балл ниже, написал не о том, что ждал учитель, – бестолочь, все неправильно сделал. Не выполнил домашнее задание – лентяй, пофигист, вырастешь дворником. Написал стихи – что за чушь? Кто просил стихи писать? Все сдали обзор литературы по теме, причем тут твои стихи, маме эту ерунду неси, а мне сдай нормальную работу. «Творческий лоботряс» - так в школе учителя называют веселого пацана, склонного к клоунаде и стихам, а не выстраиванию химических молей, зазубриванию физических законов или цитированию классических топиков на немецком…

У нас вот в третьем классе дочери запрещено перечеркнуть карандашом в тетрадке что-то неверно написанное и написать рядом верно. Учитель так и напишет: «Это еще что такое? Надо сразу писать правильно!». Боженька, откуда берутся такие училки, которые все умеют делать СРАЗУ ПРАВИЛЬНО? Кто их такими уродил? И почему у меня не получается таких сразу, прямо из утробы грамотных детей рожать?

Студенты, например, получают курсовые от преподавателя без единого «молодец», а читают поперек своего текста красные строки: «сумбурно, нет логики, списано, не о том, здесь надо более подробно, это сказать выше, откуда это взяли или это ваши мысли?». Списывают, конечно, это плохо. Но ведь могут быть и свои мысли. Человек на то и человек, чтобы учиться, у нас нет иммунитета перед образованием или культурой. И того и другого всегда мало, всегда есть более крупные дозы ума, образования, мудрости, культурности. Студент не мог УЖЕ прочитать все, чтобы знать, что некая мысль уже была чьей-то. Студент подумал и вывел суждение. Без ссылки, конечно, ибо наивно и честно считает это суждение своим и даже гордится слегка. А более опытный товарищ ни в коем случае не хвалит, нет. Преподаватель грозно пишет: «Это откуда? Дать ссылку! Плагиат!». И студенту обидно. Он приходит на консультацию и спрашивает, мол, откуда взять ссылку, я сам тут подумал и… А в ответ: «Это же есть в работах великих ученых!», и озвучивается братская могила из фамилий, среди которых студенту, дай Бог, две-три покажутся смутно знакомыми. И студент снова балбес, необразованный чурбан, не знающий классиков и не имеющий права мыслить, пока всех авторитетов, больших и малых, не перечитает. Впрочем, всех он никогда не перечитает и, даже став ученым, будет раскритикован и уничтожен на две книги больше прочитавшими коллегами.

А где похвала? Нет похвалы. Почему? Потому что преподаватель, в свою очередь, тоже трудится за критику. Пишет он монографию, а рецензенты его только критикуют. Потому что он не барышня комплименты слушать, а на монографию претендует. Вот пусть и получит. В самых лучших побуждениях, конечно. Чтобы монография стала конфеткой, а то пока сплошное г…

Мы постоянно терпим и боремся. И сила человеческого духа измеряется возможностью плюнуть на другого (то есть на критику другого, но метонимия-то неизбежна!) и делать то, что делаешь. Плюнь и даже на «растереть» не заморачивайся. Не слушай никого, слушай себя. Делай то, что считаешь нужным. Ну да. Делаю. И со всех сторон слышу: неправильно, чушь, нелогично, ни то ни се, я бы сделал иначе, то, что вы делаете, никому не нужно, бред, не научно, по-детски…
В голове стучит: не обращай внимания, каждый может думать, что хочет, не сломись, не прогнись, держи спину ровно… Сила каждого – в умении не сломаться под весом окружающих и их критики. Потому что окружающие считают святым долгом научить и объяснить тебе твои ошибки. И похвалить – это западло, это для лялек, профи и специалист называет это «сопли в сахаре» и считает недостойным себя формулировать приятности. Он специалист по формулированию точных и крайне верных замечаний.
Поэтому всякая доброта так резко бьет прямо в душу.

- Е.В., я песню пишу. Вы меня вдохновляете. Только вам спою, потому что не заругаете. А правила выучу. Честно! Все-все выучу, что скажете.

И вот опять чешу затылок: а может, действительно прав тот поэт, который сказал: «Мне все равно, что там думают мои читатели. Мне пофигу, понимают они меня или нет. Поэт всегда прав». Действительно, плевать на всякие мнения. Пусть будут песни, и не будет ругани.
‹ Предыдущий пост
КАК ШКОЛА ДИСКРЕДИТИРУЕТ СЕБЯ.
Следующий пост ›
Если б не было школ... этот вечер впустую б прошел.
0
12.11.2014 00:05:30
Очень-очень близко :( Ругают нас с сусликом, ругают - и самое сложное - вычленить - где действительно есть серьезная проблема, от которой нельзя отмахиваться, а где - просто надфилем шлифуют, чтобы и с шашечками и ехать...
Может, его за что и хвалят - но до меня это не доносится, а только негатив...
Насколько легче быть взрослым человеком :) Я вообще себе каждый день завидую, а вот ребенку - ну ни разику :(
Ссылка 0
1
12.11.2014 00:45:14
А мою дочь в садике хвалили. Но мне такая похвала не нравилась совсем. "Ах, какая Маша молодец, ее не видно, не слышно". Она у меня с детства такая - ее развлекать не надо, сама себе занятия придумывает. Но вот такая форма - не видно, не слышно, меня бесила. Поэтому, когда Марья сначала подралась с мальчиком, а в следующий раз в сончас подняла на уши всю группу - я ее хвалила :D
Ссылка 1
0
12.11.2014 00:59:53
Про моего в садике и начальной школе специфично рассказывали, лично я, как комплимент воспринимала. У него всегда бвло недетское чувство юмора. И воспитатели, и наша любимейшая первая учительница его отмечали. Говорили, что смеялись всегда не потому, что ребенок сморозил, а потому что смешно. Ну а позже я уже сама слишком хорошо все его плюсы- минусы знала, чтобы понимать, что происходит.
Ссылка 0
0
12.11.2014 01:18:39
Не помню, чтобы в школе меня хвалили учителя, хотя я училась очень хорошо. Да я и не ожидала от них, для меня похвалой были просто хорошие оценки. На родительских собраниях маме, конечно, что-то там хорошее в мой адрес говорили постоянно, но чтобы в классе, перед всеми - такого не помню. Хотя вряд ли бы меня порадовал вариант: "Так, дети, посмотрели все на Семенова, он собрал 12 шишек - молодец!" (с)
Единственная, кого запомнила, была учительница английского, которая рядом с пятерками с кучей плюсов писала мне в дневнике "Молодец!"
Для меня была очень значима похвала именно от родителей. С этим проблем не было. Родители очень поощряли разные увлечения и часто хвалили.

А вот на работе сейчас, во взрослом состоянии, очень не хватает даже не похвалы, а какого-то признания твоих усилий и стараний. Вот переделал ты за день с десяток дел, но на одиннадцатое уже времени физически не хватило. И когда пропускается мимо ушей весь этот список сделанного, а акцент делается именно на несделанном, тогда как-то досадно.
Хотя бывает - редко! но бывает! - когда на пересменке обсуждается, что завтра нужно еще вот туда позвонить и вот эту документацию оформить, и ты говоришь, что сегодня уже всё сделано - тогда реакция начальницы: "О, супер! Ты сокровище! Du bist Schatz! (у немцев это такая нежная похвала, очень распространена)))" создает настроение на целый день. И желание переделать еще с десяток дел.

Поэтому я сама стараюсь на похвалы не скупиться))
Ссылка 0