обычные уроки

В половине пятого ребенок пришел из школы, перекусил и сел на диван.
- Эх, ребенок, некогда отдыхать, пошли уроки учить, шестой час скоро.
- Пошлиии, - ребенок обреченно повесил плечи и поплелся за мной в детскую – за пыточно-урочный стол.
- Много задали?
- Да как обычно.
Выуживаю из рюкзака дневник. Начинаю интеллектуальный квест – расшифруй домашку.
«Русский – с. 111., уп. 2, 3 п. 1., слс а,б,в». Ну, это просто! По русскому задали упражнения 2 и 3 на странице 111, делать пункт 1, словарные слова на буквы «а, б, в» – они в конце учебника. Дальше: «Математика – с. 85, з. 3, 4, пр. 5, с док.». Тоже элементарно: по математике задачи 3 и 4, примеры номер 5 – делать все с доказательством. Что еще? «Окр. мир - У. с. 79-81., Р.Т. с. 59-61, пр., зап. дн. прир. нед. Кр.Кн. – люб.». Тут сложнее: окружающий мир ждет от нас выполненных заданий учебнике на странице 79-81, в рабочей тетради надо сделать требуемое на страницах 59-61. Дальше не могу понять.
- Ребенок, что такое «проект – 2, зап. дн. прир. нед. Кр.Кн. – люб.»?
- Это, мама, сделать проект исследовательский, заполнить дневник наблюдений за природой за неделю и сделать доклад о любом растении или животном из Красной книги.
- За неделю? Доклад? И проект?! Все к завтра?
- Угу, - печально вздыхает дите, - еще чтение и английский.
- А там что? Английский – «уч. слов. и предл., проп. Х, з. 1-4». Тааак, учить слова и предложения, прописать букву «Х», сделать задания с 1 по 4. Чтение – «РТ. С .59-64. рас. в тетр., воп. в РТ, проект «Мурз».
- Это что???
- Это задания в рабочей тетради (с. 59-64), написать рассказ в простой тетради, а вопросы сочинить и на них ответить - в рабочей, плюс сделать проект о журнале «Мурзилка».
- ЭТО ВСЕ!?
- Неееет, - жалобно проскулила дочь. – Еще прописать строчки по матике и русскому, которые учительница в тетради мне дает специально для каллиграфии.
- Ну, садись, прописывай.
Пока дите, высунув язык, прописывало буквы и цифры, оттачивая красоту письма, я решила засечь время, чтобы узнать, сколько мы тратим на обычные уроки.
Итак, математика и русский заняли 40 минут (скорость письма средненькая, подбор проверочных слов тоже требует времени). Чтение (придумать рассказ о мальчике, который глупо отвечал на вопросы и записать это в отдельной тетрадочке для подобных рассказов, оформить отдельно эти вопросы, ответить на них адекватно и все это отразить в рабочей тетради, сделать другие упражнения из рабочей тетради) – еще час. Окружающий мир (по-домашнему - Окружайка) заняли еще полтора часа (проект о самой Красной книге, доклад о растении из Красной книги – орхидея «Венерин башмачок» - , задания из тетрадки и учебника, дневник погоды-природы за неделю). К слову, проект (доклад, сообщение, выступление – у нас это синонимы) подразумевает подробный рассказ на заданную тему, с подбором иллюстраций, по плану (план велено представить письменно в рабочей тетради самостоятельно), с объяснением терминов, причем на уроке доклад положено не читать, а пересказывать, то есть его в принципе выучить надо накануне… Английский – прописали мы букву «Х» минут за 10, слова бегло повторили, потому что надо было делать доклад по чтению – о журнале «Мурзилка». Детский журнальчик занял у нас еще минут 40-50 (пока нашли в Инете инфу, выбрали доступное, переписали, нашли картинки, распечатали, вклеили, подписали – слава богу, дома есть принтер).
Итак, через 4 часа 10 минут мы встали из-за стола. Мир вокруг был мутен и дурен, глаза у ребенка были красные и несчастливые. Полученные знания не радовали, хотя чувство «завтра приду в школу не лохушкой» придавало самоуважения.
- Сань, а все успевают у вас уроки учить?
- Не всегда, но многие успевают.
- А если не успеть?
- Тогда двойка и долги. А долги копить – это ваще ужас, - четко и со знанием дела сказал ребенок.
До сна (дома правило: 9 вечера – дети в койку) оставалось минут пять. Пока мы делали уроки, младший ребенок пришел из садика с папой, громко упирался, что не желает мыть руки, потом долго помогал-мешал папе готовить ужин, пару раз прибегал к нам в «урочную», но быстро сбегал, еще мы слышали, как он воевал с отцом за право ужинать перед телевизором с мультами. Спасибо папе, что каждый раз, когда нам задают обычные уроки, он берет на себя ужин и малыша. Каждый вечер он совершает отцовский подвиг, еще в прошлом году решив, что проще приготовить ужин и сходить в детсад, чем сесть за «домашку».
Я ни секунды не против образования. Я тоже считаю, что ребенок должен быть занят делом. Я – за школу и дисциплину. Но еще я за здравый смысл. Все хорошо в меру. Кто лазает в Интернете, судорожно выбирая информацию к проекту? Правильно, я, потому что дите не в состоянии за один вечер составить рассказ, проекты и все это красивым каллиграфичным почерком записать в тетрадях. Я ищу сведения и картинки, я часто сама составляю сообщения, потому что умение составить связный текст требует времени, которого у второклашки нет в такие вечера. Спросите, почему мы все это делаем только за один вечер, а не за выходные, например? В выходные мы делаем все то же, только чуть более размеренно. Наш ритм: «Сдал-забыл-взял следующую тему – сделал-сдал-забыл - взял…». Я не жалуюсь, а пытаюсь разобраться и вообще чаще всего смеюсь над происходящим.
Я смеюсь, когда представляю, как пацаны 8-летние сидят за столом по 4 часа за уроками. У меня-то еще послушная (дрессированная) девочка, а знакомый одноклассник то и дело жалуется: «У меня уже попа болит уроки учить!». По-моему, роскошно сказано.
Я смеюсь, когда мне опытные мамы говорят: «Я никогда не учила уроки со своим ребенком, он все делал сам!». Ну, ну… У нас детки, которые делают ЭТО сами, сидят безвылазно в двойках, и где-то через полгода их самоуверенные мамы все-таки садятся за письменный стол и «сдают долги».
Я смеюсь, когда вспоминаю, как на родительском собрании в начале года учительница нам советовала: «Не учите уроки с ребенком долго, все должно занимать не более 40-50 минут!». Ну, ну… послезавтра родительское – я уточню, не изменились ли правила игры…
Я смеюсь, когда начинаются каникулы, и ребенок приносит домой на 2-3 листах мелко напечатанные задания: «Сделать за время каникул, сдать на проверку в первый учебный день». Такое ощущение, что, как только в школе слышат: «У детей выходные» или «У детей каникулы», у учителей сразу что-то болеть начинает, зудеть со всей силы, так что они просто не могут существовать, если не дадут ребенкам на выхи воз и тележку упражнений и задач.
Я вообще часто смеюсь, потому что иначе не выжить. Если послушать нашего учителя (да и не только нашего), то: «Оценки в начальной школе – это не детей оценки, а родителей. Именно в начальной школе надо приучать к ответственности при выполнении уроков. Вы, родители, должны пожертвовать чем-то своим ради своих детей, ради их успеха, ради их имиджа в школе»… что-то типа этого нам внушается каждый раз. И я не хочу спорить, я хочу уточнить: что значит «пожертвовать»? Младший ребенок видит меня полчаса перед сном и полчаса рано утром, а в выходной полдня. Хозяйство домашнее более терпеливо ждет моего внимания, лениво копя горы белья, посуды и т.д. Нет, конечно, мне ребенок дороже тарелок, тем более что муж в адеквате и перемоет, когда все чистое кончится, но все-таки, что такое «пожертвовать»? Пусть на работе подождут моего отчета, пусть потерпят студенты, пока я доберусь до проверки курсовых, пусть лекция будет прочитана без презентации… В итоге получается, что родитель, например, я, жертвует не собой, даже не своими интересами или там развлечениями, получается, что я хуже делаю свою работу. Мне на дела остается ночь. Ночь на науку, отчеты, подготовку к лекциям, проверку работ… Вышло так, что я тоже училка. И послезавтра я пойду на родительское собрание. Так что наш последний домашний перл: «училка на училку нашла»…
‹ Предыдущий пост
Утиный детектив
Следующий пост ›
Пушкина Вам в душу...
0
05.12.2013 16:06:18
Егорка, я с двух сторон: с первой - учителя не сами так бабахают, сейчас нереальные требования к школьной программе. Скажу как человек, который некоторым образом имеет к этому отношения. Сейчас сверху спускается: функция школы - посредническая, школа направляет ребенка, а далее он эти знания должен суметь найти. В началке задаются задания с первого класс, что противоречит закону об образовании. Но иначе не вытянуть. Обходят это учителя так - домашние задания не задаются, а рекомендуются. Хочешь - делай, не хочешь - не делай. Но, не делая их - придешь к нулю в 4-м классе. Далее на каждый предмет есть запредельные планы и требования - что оценивать как хорошую подготовку и т.п. Многие мамы уже пытаются отучить своих детей "хотеть быть отличниками", потому что чтобы ребенок был отличником, требуется по 5-6 часов ежедневных уроков.
С другой стороны - как мама первоклашки. Я тоже часто слышу - надо приучать ребенка к самостоятельности, надо, чтобы выполнял сам. Да, надо - что в пределах его возможностей. А в пределах - процентов 50. Сделала ребенку несколько исследовательских конкурсных работ, получил два призовых места по городу. Грамоты, награждения. "Какой ТЫ молодец!" - говорят. К чему я готовлю ребенка? Что он молодец, потому что у мамы рука на это набита и дома полный набор орг-техники? А если у мамы нет возможности - значит, ребенок не молодец. Круто.
Образование ставит нас в такие рамки, что еще плавать и плавать.
Что они хотят получить на выходе???????? Ведь есть программа, по которой на выходе из образовательного учреждения мы имеем "продукт образовательной деятельности" - такого-то и такого-то ученика, с такими-то и такими-то параметрами.
Ссылка 0