Кто взрослый во 2 "б"?

Валька сидел в школе на скамеечке и читал. Подошел Кирюшка Жданов.
- Ты почему не на физкультуре?
- Мама записку учительнице написала, чтобы не ходить. У меня в каникулы горло болело – долечиваюсь. А ты?
- Я тоже болел.
Кирюшка вздохнул, поглядел в окно, попинал скамейку и, наклонившись, заглянул в книжку Вальки.
- Что ты там читаешь?
- Вон, смотри, - и Валька перевернул книжку обложкой кверху.
- Ха! Так это «Голубая стрела!»
- Ну и что?
- Так это для детей! Это же Джанни Родари написал! Ха-ха-ха!
- И что с того, что с ним не так?
- Так он же для детей пишет, он же малявкин писатель. Ты что, не в курсе? Он же «Чиполлино» написал! Ты и его не читал что ли?
- Сам ты малявкин! Все я читал! А ты-то «Путешествие Голубой стрелы» читал?
- Да сто лет назад читал, не то, что ты!
- А сейчас что читаешь?
- «Гарри Поттера», пятую часть, между прочим!
- А первые прочел уже?
- Нет, они тонкие, а я толстые книжки люблю!
- Ну и дурак!
- Да ты сам дурак, детские сказки читаешь! Еще и обзываешься. Кто как обзывается – тот так и называется.
- «Родари для детей писал», - корявым голосом передразнил Валька Кирюшку, - а мы-то не дети что ли?
- Вот ты точно ребенок, а я уже взрослый, - уверенно ответил Кирюшка и шмыгнул носом. - Что, ребеночек, читать тебе помешал? Садись и читай, потом маме перескажешь!
Кирюшка сказал это таким сюсюкательным тоном, что Валька не стерпел.
- Ах, ты!
Он бросил книжку на скамейку и кинулся на Жданова. Началась потасовка. Пацаны обхватились и молотили кулаками друг друга по спинам, по бокам, пинались и кряхтели. За этим увлекательным занятием их застала директор школы.
- Это что еще такое?!
Директор разняла мальчишек и развела по разные стороны.
- Что тут происходит? Вы почему не на уроке?
- Это вообще он на меня кинулся!- с обидой в голосе, запыхавшись и одергивая одежду, сказал Кирюшка.
- А он обзывался! – крикнул Валька.
- Ну-ка успокоились оба, быстро! Из какого класса? Какой сейчас урок?
- Из 2 «б», физкультура, - пробурчали мальчишки.
Директор сочла правильным не продолжать разговор, подняла книжку со скамейки и повела взъерошенных второклашек к классному руководителю.
- Вот, - директор поставила перед юной учительницей Татьяной Сергеевной двух драчунов, - это почему ваши дети одни в коридоре, а?
- У них освобождение от физкультуры, они просто вышли из класса, - забеспокоилась учительница.
- Следите за ребятами, у них уже драка была в коридоре!
Директор вышла, а мальчуганы остались стоять перед испуганной Татьяной Сергеевной.
- Что у вас произошло? Вы зачем подрались? - Татьяна Сергеевна отдала вальке книгу и строго посмотрела на учеников.
- Ничего, - сказал Кирюшка.
Валька посмотрел на него и тоже решил ничего не говорить
- Ничего мы не дрались, Татьяна Сергеевна, не расстраивайтесь!
Учительница посадила их красивым почерком и внимательно заполнять дневник на следующую неделю. Занятие это для второклассников было тягостным и изматывающим. Валька и Кирюшка сидели за партами и боролись с буквенными хвостиками, завитушками, палочками и крючками. Валька пыхтел и высовывал кончик языка. Кирюшка хмурил брови и сжимал губы. Через какое-то время учительница вышла из класса, велев ученикам сидеть тихо и вести себя «по-гимназистки», то есть спокойно.
- Все-таки ты ребенок, Валька! – сказал Кирюшка.
- Сам ты ребенок! – огрызнулся Валька.
- Ребееенок, ребеееенок, - протянул Кирюшка. – Вон, смотри, директриса рассердилась, ты испугался и замолчал, драку прекратил, боялся, что накажут, да? В угол поставят?
- Кирка, я тебя побью, понял? Сам будто не перестал драться!
- Так я не от страха перед наказанием, я как взрослый прекратил драку, чтобы не беспокоить директора! Есть же правила, как в школе себя вести нельзя. И не я их нарушал!
- Ах, не беспокоить! Правила вспомнил! Да тоже испугался, что родителей вызовут!
- Нееет, - Кирюшка сложил тетрадки, - не понимаешь, я по-взрослому себя вел.
- Кирка, ты точно такой же, как я! Мы все в классе одинаковые. Только хочется стать большими, а на самом деле мы еще дети!
- Вот ты так говоришь, потому что ты ребенок. А я говорю иначе, потому что я взрослый!
Раздался звонок. В коридоре стало шумно: дети выбегали из кабинетов, суетились, толкались, бегали, болтали без умолку. Скоро во 2 «б» тоже стало громко от звонких голосов и смеха. Учительница раздала бейджи и скомандовала:
- 2 «б» класс! На дежурство!
Дежурные выбежали на свои посты. Кирюшка и Валька тоже выскочили из кабинета. Идя к своему посту и поправляя бейдж с надписью «Дежурный», Валька сказал:
- Вот ты сейчас не ребенок, если всем скомандовали, а ты послушался? Как все дети побежал дежурить по команде!
- Это ты послушался, как ребенок. А я взрослый. Дежурство – это долг. А долг – это обязанность взрослого человека.
Валька выдохнул и подумал: «Вот, блин! Точно же, долг взрослого!», а вслух сказал:
- Хорошо, это долг, а уроки? Тебя же отец заставляет уроки учить? И сидит рядом бабушка, уроки с тобой делает и проверяет, как у ребенка!
- Уроки – это тоже взрослая обязанность, уроки я делаю сам! Никто надо мной не сидит! А бабушка, если хочет посидеть рядом, так это потому, что у нее возраст. Она старенькая. Беспокоится. Я ей разрешаю рядом сидеть, чтобы она не волновалась. Понял? Я как взрослый переживаю за нее. У нас с ней договор: она рядом сидит, а я уроки делаю. Я ей не мешаю, а она - мне. Все по-взрослому!
- Ну, а спать ты ложишься 9 вечера?! Что, тоже по-взрослому тебя мама в постель загоняет? Я вот в 11 могу уснуть и даже позже, и ничего!
- Глупый ты ребенок, Валька! Я спать рано ложусь, потому что режим! Режим взрослого человека. Режим - это основа здорового образа жизни, между прочим. Вон Витька Вишнев даже в «Макдональдсе» не ест! Потому что у него спортивный режим, ему не только спать как взрослому спортсмену полагается в 9 ложиться, но и всякие вкусности есть нельзя! А ты, наверное, конфетами дома объедаешься, малявка!
- Сам малявка!
- Ладно, ладно, дежурь давай спокойно!
- Ты мной еще командовать будешь?
Вальке было до того обидно, что он прыгнул на Кирюшку и забарабанил по нему кулаками что было силы. Кирюха взвыл, выгнулся и повалил Вальку на пол. Подскочили старшеклассники, учителя, мальчуганов растащили в разные стороны и повели в класс. Вальке ужасно хотелось заплакать, но он сжал губы, зажмурился и терпел обиду, понимая, что теперь он окажется виноват в драке, потому что начал первый, бил сильно, а у Кирюхи, наверное, останутся огромные синяки и ссадины. Еще и от отца влетит за драку. И мама вечером посмотрит с укором, расстроится. Валька приоткрыл глаз, чувствуя какую-то прохладу на колене. Ах, ты ж! Дыра на штанине! Это где только зацепился? Ну, вечером жди дома разборку. Слезы так сильно подступали к глазам, что Валька даже не осмеливался их открыть, так и шел к классу зажмуренный, ведомый кем-то. В классе ученики притихли, рассматривая подравшихся. Чувствуя внимание, Валька сглотнул слезы и открыл глаза. Осмотрелся. Вокруг стояли одноклассники, шептались девчонки, сердитыми глазами смотрела на него учительница. Кирюшка, изрядно побитый, в мятом пиджаке, запачканных штанах стоял рядом, молчал и глядел в сторону.
- Валя, что с тобой случилось? Ты зачем стал бить Кирилла? – Татьяна Сергеевна стояла рядом с Валькой и спрашивала очень строго.
- Я его не специально бил, я за дело. Он меня дразнит ребенком. А сам точно такой же, хотя врет, что взрослый уже.
- Я взрослый и не вру! – сказал Кирюшка хриплым голосом.
«Агаа! Тоже плакать хочется!» - заметил мысленно Валька.
- Мы говорили о том, что я уже повзрослел, а Валя все еще маленький ребенок. Вот он обиделся и стал драться. Но я не сержусь на него. Пусть. Он же еще маленький! – увереннее и спокойнее сказал Кирюшка.
- Я не маленький! – заорал на весь класс Валька. – Я такой же, как все! Я как все взрослею! Понял ты?!
- Тихо, тихо! Не кричи! – Татьяна Сергеевна начала понемногу понимать, что происходит. – Все садитесь по своим местам, сейчас мы поговорим о том, что произошло между Кириллом Ждановым и Валей Горским.
Дети шумно расселись по местам и уставились на учительницу в ожидании крутой разборки и назначения наказаний.
- Итак, Кирилл, ты утверждаешь, что ты уже взрослый. Скажи, а взрослый – это какой человек?
Кирюша встал и уверенно ответил:
- Взрослый человек умеет отвечать за свои поступки, выполняет свои обязанности и знает, как все делать правильно.
- Да, это хорошо ты сказал, спасибо. Но я хочу задать тебе еще один вопрос. Скажи, ты помнишь, мы читали вслух быль Льва Толстого про котенка?
- Да, помню. Там брат и сестра в лесу увидели котенка, и брат спас котенка от собак.
- Молодец, Кирилл! Скажи, а сколько лет этому брату, как ты думаешь?
- Наверное, 8, как нам, а может больше. Наверное, 10 лет, - предположил Кирюшка, - но он смелый мальчик, он не пожалел себя, чтобы спасти другого!
- Кирюша, ты совершенно прав! И ты правильно сказал, что он очень смелый мальчик! Ты говоришь «мальчик», значит, этот брат – ребенок, правильно? Но поступки его взрослые. Осознанные. Смелые. Валя, как ты считаешь, когда человека можно назвать взрослым?
- Человека можно назвать взрослым, если он ведет себя как взрослый человек, - сказал Валька.
- Правильно, Валя. Не возраст делает человека взрослым, а поступки и мысли. Ребята, я расскажу вам одну историю. Давно, во время войны, в нашем городе был военный госпиталь. Сюда привозили очень много раненых солдат. И было сложно за всеми ухаживать, потому что почти все жители ушли на фронт, а в городе оставались в основном дети, старики и женщины. Надо было работать на заводах, кормить маленьких детей да еще помогать в госпитале ухаживать за солдатами. И вот один мальчик каждый день после школы (да-да, в то время еще работала школа!) приходил в госпиталь и помогал ухаживать за ранеными. Он носил воду – огромные ведра с холодной водой с колонки! От ледяной воды у него краснели и ныли руки, но он мыл полы, тазы и посуду. Подавал еду тем раненым, кто не мог встать с постели. И даже писал письма, которые ему диктовали солдаты, а потом отправлял их на почту, чтобы письма дошли к мамам солдат. Этому мальчику было 9 лет. Скажите, он был ребенок или взрослый?
Дети заговорили хором:
- Взрослый!
- Валя, скажи ты! – попросила Татьяна Сергеевна.
- Этот мальчик по своему возрасту ребенок, а по поступкам – взрослый.
- Совершенно верно. А вот еще одна история. Вчера я была в магазине и видела нашего Валю Горского с мамой и младшей сестренкой. Мама Вали уже платила за продукты, а сестренка громко заплакала и не могла успокоиться. Маме было нельзя бросить все и подойти к малышке. И тогда Валя выскочил вперед и взял сестренку на руки, стал играть с ней, поцеловал ее, и девочка успокоилась. А потом Валя тащил сумку с продуктами до самого дома, потому что маме пришлось нести на руках маленькую девочку. Скажите, валин поступок - взрослый?
- Да, - закричали дети, - Валя молодец, что помогал маме! Дети должны помогать, от этого они взрослеют!
- Кирилл, объясни, почему ты решил, что Валя маленький, а ты уже взрослый? – попросила Татьяна Сергеевна.
Кирюшке было неудобно говорить, что все началось с книги, глупо как-то. Вон дети на войне вели себя как взрослые, Валька – матери помощник получается, а он из-за книги дразниться начал. Тьфу, по-детски вышло!
- Ну, мы из-за книги поспорили. Я просто думал, что Джанни Родари детский писатель, в смысле, что он для маленьких детей писал… стихи там, сказки. А Валя читал как раз книжку Джанни Родари «Путешествие Голубой стрелы». А я думал, нам пора уже и повзрослее книги читать.
- И какие же ты книги повзрослее читаешь?
- Я «Гарри Поттера» читаю.
- Знаешь, я читала обе эти истории и могу тебе сказать, что в «Голубой стреле» описывается очень много взрослых поступков, точно таких же, как в «Гарри Потере», только их совершают игрушки. Но игрушки – это ряженые в кукольные одежды люди. Обе эти книги говорят о дружбе, сочувствии, верности, умении преодолевать препятствия и дарить радость. Обязательно почитайте «Путешествие Голубой стрелы», ребята! Это книга о настоящем волшебстве!
Дети в классе зашумели, и кто-то стал хвастаться, что уже читал «Голубую стрелу». Кирюшка посмотрел на Вальку.
- Слушай, дай потом почитать, а? Я наврал, что читал. А я тебе «Гарри Поттера» дам, хочешь?
- Ну, вот и славно, ребята! – радостно подытожила беседу Татьяна Сергеевна. - Всегда помните, что надо договариваться, а не драться! Взрослые люди, между прочим, редко дерутся. Умные взрослые умеют обсуждать и договариваться! И, кстати, взрослые часто не знают, как все делать правильно. И тогда они ищут ответ в книгах. Обязательно читайте книги, в них есть ответы на многие вопросы. Да и просто чтение – это одна из самых лучших сторон в жизни. После переменок, разумеется, - Татьяна Сергеевна улыбнулась, и раздался звонок.
‹ Предыдущий пост
Синонимический ряд
Следующий пост ›
Салонная история.
0
07.11.2013 12:31:53
а они так правда во 2 классе говорят?
Ссылка 0
0
07.11.2013 13:00:02
Мне показалось, что затянуто...
Ссылка 0
1
07.11.2013 14:49:31
А я прочла на одном дыхании...тронуло...а вот мудрость учительницы на высоте...неужели ещё бывают такие взрослые, которым не всё равно на то, что происходит с детьми в их детском мире?
Ссылка 1
0
08.11.2013 15:17:40
Бывают. В нашем классе такая. С нее писано.
Родитель Ссылка 0
2
07.11.2013 17:48:21
И вообще, Егорка как всегда мастер картины словами....
Я пока читала прям побывала в корридорах этой школы, представилы серые неровные стены покрытые масляной краской...щебетание детворы и запах учебников - затхлый такой...мальчишки которые носились сломя голову на переменах...учителя спешащие в учительскую с неподьемными стопками тетрадей и классным журналом исписанным маленькими буквами и цифрами в мелких клеточках. Широко распахнутые окна классов и чёрнобелые портреты писателей в кабинете литературы и русского языка...
Ссылка 2