Кладбищенское настроение

На кладбище, как и полагается, тихо. Снежок в ветреном потоке выплясывает что-то неразумное. То одна, то другая снежинка, уже падая вниз, неожиданно передумывает совершенно по-женски, и снова взлетает вверх, чтобы опять передумать и упасть. На кладбище людей много, и нет никого. И от этого становится жутковато. Не страшно, но не по себе от понимаемого многолюдия, от ощущения невидимого присутствия при собственном одиночестве. На кладбище каждый живущий помнит свой крест, памятник или холмик, свой кусочек земли с искусственным венком или букетиком, столиком или скамеечкой. Каждому есть к кому придти на кладбище. Все по-своему решают, как и когда ехать туда. Кто-то большой толпой, а кто-то один. Кто-то регулярно, а кто-то раз в год или реже. Режим у каждого свой, но у потерявших всегда есть срок, когда появляется нужда сходить в это минорное место с холодными надгробиями вместо людей.
И вот ты идешь среди плит с высеченными надписями, а тебя окружают только бесконечные представления о людях - фамилии, даты, фотографии, барельефы. И они мелькают, мелькают, и им числа нет. И даже если ты шел со светлым чувством, уверяя себя, что справился с утратой, что научился произносить вслух имя того, к кому ты идешь, что прошло два года, что стерлась та невыносимая боль и горечь, идя по выметенным дорожкам, ты не сможешь миновать кладбищенского настроения. Ты идешь мимо могил, а воображение рисует, как плакала мать над парнем, который всего-то тебя на год старше. Как утирали слезы, провожая бабушку, внуки и дети. Как оплакивали молодую женщину родители, подруги, муж… Какая разница, кто эти умершие были? Они ушли, и этот глобальный уход, сконцентрированный в одном месте, горе родни, запечатанное и не разбавленное, не может не влиять на тебя. И вот ты перед своим крестом. Ты шел и думал, что привык. И дома уже спокойно смотришь на фотографию того, кто под крестом. Но увидев табличку, простую табличку, как у всех здесь, с фамилией, именем, датами, вдруг чувствуешь, что ни черта ты не спокоен. Простая табличка с именем близкого тебе человека, которого ты помнишь в мелочах: его руки с морщинками, родинки, глаза, слова, интонации, его одежду, любимые вещи, как он заламывал страницу в книге вместо закладки, чинил очки и телевизоры… Простая табличка с его именем вдруг вызывает бурю. Как может быть имя, его (!) имя на такой табличке? Это невозможно, это дичь, какая-то нелепость! Это имя того, кто жив, его руки теплые, они только вчера тебя обнимали и застегивали рубашку, а табличка кажется чем-то посторонним, уместным для чужих крестов и плит. И снова понимаешь, что этого человека ты уже не увидишь, а только вспомнишь, представишь, разглядишь на стареющей фотографии или во сне. В груди что-то поколет, защиплет глаза, и ты переведешь взгляд на стоящие вокруг могилы и деревья, на небо и на сидящих на ветках синиц. Надо же куда-то смотреть, ну не на эту же бессовестно честную табличку! Постоишь и смиришься снова. Проглотишь, утрешь, глубоко вздохнешь и подумаешь, наступит ли когда-нибудь то время, когда имя на табличке превратится в семейную историю и перестанет волновать? Наверное, наступит. Ведь время успокаивает и вытесняет. И вдруг включается внутреннее сопротивление и стыд перед тем, кто всегда будет лежать тут и, наверное, ждать твоих визитов, синичкой глядя с ближайшей ветки. Нельзя забыть, да все это и не забудешь, если только не лишишься разума, потому что, будучи в сознании, ты всегда, каждую минуту, дорожишь тем, кто был с тобой живым, и не имеешь ни малейшей возможности бросить его, хотя он умер. И табличка уже не игла в глаз, а высеченное напоминание. Маячок толкающей изнутри боли, оживающих воспоминаний, глубоких чувств, которые делают живыми не только тебя, но и того, чье имя ты приходишь сюда прочитать.
‹ Предыдущий пост
О ненормальности читающих
Следующий пост ›
Театр - это страшная сила
0
16.10.2013 11:27:11
Егорка, откройте тайну - Вы публикуете накопленный литературный материал (типа дайериз) или онлайн написанное публикуете? ЖЖ ведете?
Так то молодец :)
Из юмористического - у меня есть копия свидетельства о смерти из РнД, где на обороте стоит штамп "обслуживание вашего захоронения осуществляет коллектив ... кладбища, директор ФИО рад встретиться с вами ..." и часы приема. Железные нервы у человека, встречаться с покойными, правда время не ночное указано. Текст штампа был еще помаркетинговей написан, я деталей не помню. Это к чему - жизнь значительнее ярче наших мыслей о ней, пишете Вы душевно, но деталей, делающих рассказы запоминающимися, не всегда хватает. Ну и морализаторства несколько чересчур - я точно знаю, какой процент у нас народу умирает по пьянке и от самоубийств, сколько лауреатов на пермию Дарвина каждую неделю в нашем отделе - поверьте мне, родственники минимум трети лежащих на кладбище мелко крестятся и радостно выдыхают, что с этим человеком больше не встретятся. Одна вдова нашего заемщика так открыто сказала: "знала бы, что вы кредит за него весь погасите, так давно бы его прирезала" - а так за 5 ножевых ей всего год исправительных работ дали. А тетка лет 20 мучалась... По поводу молодых вообще молчу - судмеды за месяц определить не могут, какой они себе коктейль по вене пускали, все достижения китайской химической промышленности в себя засыпали, состояние внутренних органов в 28 лет - как у стариков, про состояние мозга вообще молчу - в черепной коробке гулко и пусто...
Ссылка 0
0
16.10.2013 11:56:59
Бывает....
Родитель Ссылка 0
0
16.10.2013 14:37:33
Маус, у меня нет ни литературного материала, ни литературного опыта. Что пишется, то и выкладываю. Часто комментарии оказываются интереснее моего текста. У меня нет цели угодить всем, уж тем более в тексте про кладбище. Это только мое впечатление, мой визит туда, приходя на могилу своих близких, я не хочу оценивать в процентах лежащих в соседних могилах наркоманов, или думать, что тут лежат те, кому давно тут место, по мнению их родственничков или ментов... Я делюсь только своим впечатлением,своим отношением, а тот факт, что у вас, например, возникает несогласие с ними или иные мысли, -это для меня приятный бонус. Это как раз и значит, что текст получился вызывающим реакцию. Морализаторство - это, вероятно, все-таки ваша интерпретация, я не собираюсь никого учить, только отражаю пришедшую в голову мысль или нахлынувшее чувство. А юмористический пример ваш - супер!
Родитель Ссылка 0
0
16.10.2013 15:41:10
ВОт, впервые :D ( народ, зацените:D) могу с Джеком согласиться по поводу морализаторства.
Егорка, дело в том, что со стороны текст именно так и читается. Иными словами, если хотите высказывать именно свои чувства, свои мысли и проч. лучше пишите от своего лица, а потом уже придет опыт описывать и от 3 лица, но несколько в ином ключе.
И еще, есть разница между жанрами.
Если просто повествование на форум ( типа, поболтать ) -это одно, а если намеки на рассказ ( замахивание на что-то более высокохудожественное), то тогда задача автора ( писателя) как раз не "прямо в лоб" выдавать свои мысли, переживания, а сделать ( преподать) таким образом,чтобы читатель сам понял, сам додумал, сам представил себе, иными словами, именно в этом и высший пилотаж литературы.
Хаха
я сегодня добрая- бесплатные советы раздаю. когда меня не просят.:D
Ссылка 0