Половая разница (Портрет жены художника)

Фильмов про мальчиков, по разным причинам переодевающихся в девочек, снято множество. «Девушка из Дании» - кино про первого мальчика, который (-ая) захотел поправить не только форму, но и содержание, то бишь – хирургически сменить пол.
Несколько игривый тон первого спойлерного абзаца да не введет в заблуждение по поводу весьма серьезной тональности самого фильма о датском пейзажисте Эйнаре Вегенере, превращающемся на наших глазах в Лили Эльбе. Фильм, кстати, основан на реальных событиях - авторы несколько вольно трактуют нюансы истории, происходившей в 20-30-е годы прошлого века, но сути это не меняет. Не без провокационного потворства супруги и коллеги-художницы Герды (натурщица не пришла - «надень чулочки попозировать, дорогой») в герое-героине сначала просыпается второе, женское «я», а затем эта вторая личность – «кузина Лили» - полностью вытесняет мужское начало. И тут уже играми с переодеваниями не ограничивается.
Вероятно, картина Тома Хупера сделана с определенным конъюнктурным прицелом – известно, что западно-либерастическая культурная парадигма обожает рассказы о защитниках разного рода прав разного рода меньшинств, которые героически бросили вызов Системе и социальным стереотипам. В этом плане житие первого трансгендера так и просилось в одежку героического байопика. Но такой пазл не складывается: несчастного Эйнара-Лили особо никто не гнобит (ну, разок побили гопники), а наоборот – окружающие всячески сочувствуют и в меру разумения пытаются помочь, таская по бесполезным шарлатанам-психиатрам. А уж жена Герда в исполнении глубокоглазой шведки Викандер («Оскар» за женскую роль второго плана – непонятно только, почему второго, она тут не менее важный персонаж, чем Эйнар) вообще демонстрирует чудеса гуманизма и понимания. Девочки, на секунду представьте, что ваш мужчина объявил себя женщиной. Ваши действия? Вооот. А Герда с ним буквально нянчится.
Алисия Викандер – вообще умница, и своего «Оскара» она взяла заслуженно. Исполнителя роли Эйнара-Лили Эдди Редмейна в некоторых отзывах не то, чтобы ругают, но так покровительственно журят – мол, чистая техника и кривляние, никакой души. На такие претензии, во-первых, хочется ответить грубо – а попробовал бы ты сам натуралистично бабу изобразить, а во-вторых – заметить, что проблема все же не в актере, а в сценарном материале, который, увы, не дает нам понять истоков перерождения Эйнара и прожить по-настоящему его внутреннюю драму. Редмейну потому и приходится ограничиваться чисто визуальными элементами, а их он отрабатывает блестяще. Жаль, режиссура и сценарий «Девушки из Дании» не дотягивают до уровня главных актеров фильма – а то был бы шедевр. Впрочем, кое-какую изюминку режиссер приготовил.
Штука в том, что Хупер – крепкий ремесленник, но не более – возможно, сам того не осознавая, сделал не только драму о трудностях гендерной самоидентификации, но и насквозь шовинистическую притчу о природе созидания. Природа эта, как следует из буквальной трактовки фильма, исключительно мужская – не по полу, а по сути мышления. Ведь творческий расклад сил в паре супругов-художников трансформируется вместе с изменением расклада гендерного. Эйнар в начале фильма – успешный и востребованный живописец, Герда – начинающее подмастерье без собственного стиля. Когда Эйнар все чаще и основательнее превращается в Лили – продолжая позировать Герде, он перестает писать сам, Герда же делает себе имя и получает парижскую выставку за счет успеха многочисленных портретов Лили. Классическая история Музы и Творца – с поправкой на половую разницу. Что касается личностных аспектов, то героиня Викандер изначально подается как более витальная и энергичная составляющая «половинка» пары (первой пригласила на свидание, сама поцеловала и пр.), а уж с утверждением Лили в теле Эйнара мужское начало в героине Викандер все более явно подчеркивается и визуально – как она ходит, говорит, курит… Свято место, словом, пусто не бывает. Кому-то все равно приходится быть мужиком.
‹ Предыдущий пост
За широко закрытыми дверями
Следующий пост ›
Остановите самолет, я слезу
0
04.04.2016 15:02:29
ужас кокой - то.....т.е. она мужика сбила с пути, предназначенного , дала так сказать яблоко познания - прямо Библейский сюжет!
вот уж и правда , упаси Господь от такой невестки . Пример что как женщина правит семьей - такой она и будет.
Фильм не смотрела и коммент относится к сюжету, а не к самому фильму как к произведению.
Ссылка 0
2
04.04.2016 18:29:59
Амбассадор, ты всерьез считаешь, что хоть какая женщина может настолько "сбить с пути мужчину", что он захочет пол поменять? Если в фильме это именно так подается, то полная чушь. К тому же, в реале они изначально были необычной парой и жена к девушкам тяготела, потому и сошлись. Отпишусь потом, что я там увижу.
Родитель Ссылка 2
0
04.04.2016 23:20:49
Не, там нет такого, что она сбила с пути истинного. Я, видимо, не совсем точно выразился. Все родом из детства. По фильму Герда скорее помогает ему-ей открыть свое предназначение
Родитель Ссылка 0
1
04.04.2016 17:13:35
"как женщина правит семьей - такой она и будет."

Это если ей дадут править ))) а если не дадут, то как она может нести отвественность за семью, которой не управляет.
Ссылка 1
0
04.04.2016 19:20:25
Ну вариантов семей много...Тема глубокая и широкая. Пресловутые общие цели ....
Про невестку сказала сразу по прочтении - первая мысль, что пришла в голову. .
В семье как сообщающихся сосудах важно все. И конечно, если жена сама нестандартная , то и семья такая интересная получилась. Хотя с чего взяла что это семья .....
Дам, я вижу одну семью где неуравновешанная (мягко говоря) жена за 10 лет жизни сделала своего мужа человека с такой расшатанной психикой ....А был милый парень, и даже голос в прежних отношениях не повышал....Зеркалят друг у друга.

Ссылка 0
0
05.04.2016 12:55:14
Не стала отвечать, не посмотрев фильма. Мало ли, может, Киноеда не так поняла или авторы действительно выдвигают бредовую идею, что сильная женщина в состоянии из своего мужчины сделать женщину во всех смыслах. Нет, все верно поняла и авторы с ума не сошли. При чем здесь твоя неуравновешенная знакомая, непонятно, но в фильме жена лишь поддерживает своего мужа и открывает в нем то, что он старательно прячет всю свою жизнь и сублимирует, рисуя один и тот же образ того места где почти случайно лишь однажды был по-настоящему собой. Кстати, Киноед, вот как раз тот пункт, в котором я с тобой не согласна, мне кажется, он/она перестает рисовать потому, что пропадает потребность вновь и вновь вспоминать свое детство и единственного друга, увидевшего в нем женщину. А жена всегда стремилась стать известным художником, но не умела выразить на холсте себя и у нее это получается, когда она начинает рисовать мужа. Вспомни ее фразу, что в первый раз поцеловав его, она как будто с самой собой поцеловалась. То есть, рисует она себя.
Родитель Ссылка 0
0
05.04.2016 09:59:28
Посмотрела вчера, как обычно, с Киноедом во многом соглашусь. Интересная, хоть и конъюктурная тема, слабый сценарий, по сути, мало отработанных линий. Ощущение, что создателям до зубовного скрежета "Оскара" хотелось". В каждом плане сквозит. А актер великолепен, там не ужимки, там узнавание женщины в себе и восторг от этого факта. Слабо, очень слабо тема с истоками и неприязнью общества. И, если честно, тема с женой мне слабой показалась. ну, вроде, люблю мужа и принимаю любым, но тут же "верните мне мужа". На троечку с плюсом фильм. А, ну и Путин же! Не могла сосредоточится на персонаже, улыбалась сходству всякий раз.
Эх, Киноед, еще раз пожалела, что мужчина у меня не киноман, прям вот пару раз попробовала с ним обсудить увиденное, а у него, как у Амбассадоры, невестка какая-то выплывает откуда-то. Давай уже что ли ходить в кино вместе, Кона еще можно в компанию, с ним тоже забавно фильмы обсуждать.
Ссылка 0
0
06.04.2016 12:03:12
Киноед, спасибо за прекрасную рецензию, но фильм я смотреть не буду - не люблю наблюдать за человеческой деградацией. Извини, если нафлудила своими "не интеллектуальными" ассоциациями.
Дамочка, мои комменты не относились к кино, а относились к содержанию данного произведения. И пожалуй все.
Ссылка 0
2
06.04.2016 12:16:52
Ты чего? :( В любом комментарии мы так или иначе пишем о себе и своих мыслях, у тебя в данный момент времени они вот такие, не до тонкостей кин разных.
А идея фильма забавная и полезная, она, скорее, в принятии любимого человека, даже, если остальные считают, что он деградирует. Кстати, почему деградирует? Женщина, по-твоему, ухудшенный вариант мужчины?
Родитель Ссылка 2
0
06.04.2016 14:11:58
Женщина существо просто другое....(хм, существо)
Смотри, если взять человека который создан по образу и подобию Божьему, то его создал Господь - мужчиной. Со своими мужскими функциями. Прельщенный (все равно кем) счастлив не будет..... ибо - прельщенный. Как то смутно объяснила, тема широчайшая . Прочитала сейчас статью о Эйнаре Вегенере - он же даже бросил живописью заниматься, одержимый своей идеей перевоплощения, а умер после 4 операции. Именно деградация.....

Ссылка 0
0
06.04.2016 14:57:57
Мне показались занимательными слова самого Киноеда "кому-то приходится быть мужчиной". Слово "приходится" как-то не подходит к более высшему существу. Скорее намекает на обязанности.
Но у мужчин обычно больше власти и возможностей проявлять себя, поэтому их положение считается приоритетным. Даже сейчас, про прошлые века даже речи не веду, там все предельно ясно.
С одной стороны, перестать творить можно назвать деградацией, с другой - если человек исполнят свое желанное - то вроде бы как и нет.
Родитель Ссылка 0
1
06.04.2016 15:33:05
Если говорить не об этом конкретном фильме (который я еще не посмотрела, но собираюсь посмотреть, Киноед, спасибо за интересную рецензию), а о проблеме гендерной идентификации - мне это представляется большой трагедией человека, внутренняя сущность которого не совпадает с его внешней оболочкой.

Ты вот представь, Амбассадор, что ты, вот такая как ты есть, со всеми своими женскими чувствами, вкусами, интересами, эмоциями, находишься в мужском теле. И воспринимают тебя все как мужчину. И ничего с этим ты поделать не можешь. Это ведь не просто, как я это понимаю, сексуальные предпочтения, это прежде всего ментальность. Мне кажется, ты немножко смешиваешь в одну кучу гомосексуализм, трансвеститов и трансгендер.
Ты говоришь о создании по образу и подобию Божию. Но дьявол иногда вмешивается в творение, и рождаются дети с болезнями, с изъянами, в том числе и с перепутанным полом. И это как раз подтверждает библейский постулат, что мир несовершенен и во зле лежит, если мы уж станем вспоминать Книгу книг.

Я помню, в классе 7-м нас послали в колхоз летом, и там была девочка из другой школы, которую мы сначала восприняли как парня. Она не просто была одета и подстрижена, как мальчик - у нее была походка мальчика, жесты, голос, сама речь. Потом ее одноклассницы нас просветили, что это на самом деле девочка, что они к ней уже привыкли, что с самого детства она всегда стремилась выглядеть как мальчик и играла всегда с мальчиками. Помню, нас это очень живо интересовало - ну еще бы, еще ни о чем таком нигде ни прочесть, ни услышать нельзя было, безынтернетное советское время. И мы по-детски прямолинейно задавали ей кучу вопросов. Помню, она говорила, что всегда, с самого детства хотела быть мальчиком. И мы как-то спокойно ее воспринимали - ну вот хочется ей быть такой. О сексуальных предпочтениях тогда еще, конечно же, мы не думали (и не спрашивали ее)). И в голову не приходило спросить, а как ее родители и учителя к этому относятся. Но изгоем в своем классе она не была, это я помню точно.
Родитель Ссылка 1
0
06.04.2016 16:00:46
Книга книг - это Молекулярная биология и иже с нею, ну в нашем-то 21 веке :)
Родитель Ссылка 0
0
06.04.2016 16:10:42
Не одной девочке в жизни так или иначе хотелось быть мальчиком. И вовсе не потому, что у нее "не тот пол".
Родитель Ссылка 0
0
06.04.2016 16:31:20
Серьезно? а почему ж еще? не могла бы ты развить эту мысль?
Родитель Ссылка 0
0
07.04.2016 11:24:31
Потому что у мужчин больше возможностей собственной реализации. В "общем по палате", конечно.
У меня двоюродная сестра, с которой мы в детстве каждое лето проводили у бабушки, точно так же выглядела, как описанная выше девочка. Чистая пацанка. Сухая, жилистая, бесстрашная. Дралась со всем мальчишками двора, причем на полном серьезе. Всегда ходила в джинсах или брюках. Позже занималась лыжным спортом, долго занимала первые места по области.
Сейчас вполне себе благополучная мать семейства, двое детей, муж - медик (которы1 у себя в мед.институте вниманием дам явно не был обижен). Начальник стоительного участка. Никогда не пыталась менять себе пол или страдать по поводу: ох, не в том теле я родилась. Живет себе и живет, не парится.

Если у человека, скажем, каких-то гормонов больше или генетические особенности несколько иные, чем у большинства других представителей его пола, то это еще на значит, что он прям весь такой "в чужом теле".
Родитель Ссылка 0
0
07.04.2016 12:33:35
Конечно, не значит, но наличие сестры, которая оказалась не трансгендером, не значит так же, что таких людей не существует.
Родитель Ссылка 0
0
07.04.2016 20:02:12
Я и не говорила, что их не существует. Но только по внешности, поведению и устремлениям не нужно делать поспешных выводов. По поводу моей сестры и ее мама, и ее бабушка просто за голову хватались "Да что ж такое с ребенком, да нормальная ли она вообще!" Это в те времена, когда подобных тем не модно еще было раздувать. Выросла во вполне нормальную женщину, порядочную мать семейства и нежнейшую мать.
Родитель Ссылка 0
0
08.04.2016 12:51:38
Мне кажется, тут вся разница в посыле миру. Одно дело, если "я - девочка, играющая в мальчика" и другое "никакая я не девочка! мальчик я! мальчик!"
Родитель Ссылка 0
0
08.04.2016 14:29:03
Так она не играла. Как можно играть такое, да еще и ребенку?
Родитель Ссылка 0
0
08.04.2016 12:48:44
Потому что у мужчин больше возможностей собственной реализации

Ромаш, тут какая-то произошла подмена понятий, мы с тобой о разном - ты говоришь о привилегиях, которые дает мужское существование, а я о всем строе души, об отторжении всего женского в себе как чуждого, о несовпадении внутреннего и внешнего. Суфражистки в свое время не хотели становиться мужчинами, они хотели всего лишь иметь равные с мужчинами права, в частности избирательные.
Родитель Ссылка 0
0
08.04.2016 14:29:50
Конечно, я говорю о привилегиях. Именно привилегии и заставляют многих девочек порою пожалеть, что они не мальчики.
Родитель Ссылка 0
1
06.04.2016 16:32:22
Он не "даже бросил живопись", она ему стала не нужна в качестве психотерапии. Так в фильме трактуется (на мой взгляд) и это очень похоже на правду.
Родитель Ссылка 1
0
06.04.2016 15:26:55
Тема эта с меньшинствами, если честно, подзаколебала чуть меньше, чем войнуха с немцами. Датскую деву не видела еще, но посмотрела Кэрол - хоть и ничего сверхнового, но Кейт Бланшетт там блистательна, ее тонкая красота завораживает, и вообще химию любви она там просто замечательно сотворила.
А сценарии в таких кино везде одни и те же - почувствовал, осознал, принял, живешь с этим ( а уж как, зависит от степень дремучести общества, смелости героя и другого контекста).
Ссылка 0
0
07.04.2016 17:16:24
Киноед спасибо. Ты дал пищу моему декретному мозгу.


Второй день нахожусь под впечатлением от фильма, и пока больше вопросов, чем ответов.
В целом, картина понравилась, я для себя открыла один аспект, о котором не задумывалась раньше.
Хотя, картина мне показалась, больше женская, мужчин точно не привлечет.
Ссылка 0
0
08.04.2016 14:34:14
Придется смотреть, что составить собственное мнение. Возьму домашнее задание на выходные
Ссылка 0
0
12.04.2016 14:01:17
Я осилила и мне понра :) Все достаточно художественно и безразвратно.
Если предположить, что некий творец всего сущего предусмотрел малый процент таких случаев, то явно с целью потроллить высоко нравственных и глубоко духовных. С другой стороны, я плохо разбираюсь в подобных аномалиях и мне трудно уловить грань между навязчивой идеей и жизненной потребностью. В любом случае - всем должно быть удобно быть собой.
Ссылка 0