За широко закрытыми дверями

… Для меня остается загадкой, почему этот фильм не получил главного «Оскара»-2016. При всем уважении к создателям основательно-скрупулезного и потому занудного учебника журналистики под названием «В центре внимания» (который искомую статуэтку и обрел) – «Комната» в сравнении с ним выглядит хоть и по-режиссерски небезупречным, но куда более ярким художественным высказыванием.
На материале романа Эммы Донахью можно было снять, например, виртуозный клаустрофобический триллер о медленном погружении в сумрак безумия матери и ребенка, которых маньяк много лет удерживает в запертой Комнате без какой-то связи с внешним миром. И получилось бы, наверное, как минимум любопытно.
Но «Комната» - вовсе не об этом. Главная находка фильма – рассказ от лица ребенка, 5-летнего Джека, который родился в Комнате и вырос с ощущением, что эти четыре вонючие стены – и есть весь мир. И не зря только половина фильма посвящена житию пленников и их чудесному освобождению, которое – по всем законам традиционно-голливудского кино - должно было стать кульминацией повествования. Не менее, а может, и куда более важна вторая часть истории: о том, как вчерашние затворники – в первую очередь, никогда не видевший Мира вне Комнаты Джек – адаптируются и обретают себя в настоящей реальности.
Бри Ларссон хороша в роли Джой (матери), и награда Киноакадемии, наверное, нашла ее не зря. Но то, что творит сыгравший Джейка 9-летний канадец Джейкоб Тремблэ - просто космос, и не тот фальшивый, что якобы простирается сразу за пределами Комнаты, а настоящий полет взрослого таланта. Мальчик так органичен и по-актерски точен, что, если вспоминать другие выдающиеся мужские роли киносезона, переигрывает не только наконец-то-лауреата-Лео, но даже его медведя.
Джек не воспринимает заточение как пытку – потому что не с чем сравнивать. Унитаз, ванная, грязные стены, шкаф как спальня – это настоящие планеты его Вселенной, а других он и не знает. Знакомство с большим миром оборачивается вполне предсказуемым шоком и от изобилия картинок, голосов и запахов, и от легкого разочарования, которое читается между строк – ну и стоило ли ради все этого выходить за двери?.. Подобные ощущения еще более явно обуревают и маму Джой; подробности, впрочем, будут спойлером.
При всей простоте и линейности истории «Комнаты» она сподвигает на размышления вполне философские. Как мы сами определяем границы нашего собственного мира – если и не физического, но духовного? Не считаем ли мы своей Вселенной лишь комнатку в грязном сарае, за пределами которого и начинается настоящая жизнь? И что мешает выйти за дверь?..
Возможно, даже сами создатели картины не особо задумывались над этими вопросами, ограничившись пластом социальной драмы. Но - если «Комната», пусть и невольно, провоцирует подобные вопросы, она уже достойна считаться фильмом года здесь-и-сейчас.
‹ Предыдущий пост
Другой рифмы нет
Следующий пост ›
Половая разница (Портрет жены художника)
1
01.04.2016 14:23:00
Только вчера наконец посмотрела. Самый сильный пока из увиденных лауреатов. Мальчик великолепен.
Ссылка 1
1
06.04.2016 15:37:57
Подпишусь, лучший фильм из новых Оскаров, во мне даже яжтвоюмать проснулась несколько раз, один из них - до слез настоящих 8)
Ссылка 1