Пара слов про главный новогодний фильм страны

Безумно сложно и даже как-то странно всерьез, то есть всерьез «по-киношному», анализировать кино, которое давно уже стало не просто явлением искусства, и даже не фактом лично твоей биографии – а символом, c воего рода природной стихией для нескольких поколений. В этом тексте, пожалуй, даже можно будет обойтись без названий фильмов – все и так станет ясно.
…Вопрос-то, в сущности, возникает всего один – почему именно он? Новогодних фильмов в разные времена в нашей стране было сделано множество, хороших и разных, от очаровательно-хитовой «Карнавальной ночи» до по-иному хитовых «Елок», но безусловным атрибутом позднедекабрьской – суеты или чуда, тут говори как хочешь в зависимости от степени личного скептицизма – стала именно эта картина. Не самая выдающаяся с точки зрения сценариостроения – будем честны: в основе второразрядная пьеса, не снискавшая в свое время успехов ни на каких подмостках. Не самая изящная в плане лихости развития сюжета. Нарочито сказочная и даже не пытающаяся прикинуться жизнеподобной (ну где вы видели таких учительниц в советской школе? ну как можно в несознанке, даже после «ерша», прилететь в другой город и не заметить этого – уж поверьте эксперту, задачка трудновыполнимая). И с почти сорокалетней опечаткой в начальных титрах, которую, конечно же, давно никто не замечает, заслушиваясь стихами тоже, кстати, не самого великого поэта Евтушенко… И да, вот из такого сора – выросло.
Легче всего объяснить феномен всеобъемлющим и потому ничего не говорящим словом – «магия». А, ну еще – ностальгия. Или – привычка. Мол, по улице моей который год, и телевизор под выстрагивание оливье 40 лет показывает только это - куда ж деваться, подсели всей страной, и детей потом подсадили, и внуки вот уже почти на той же игле… Но такая трактовка слишком уж поверхностна. Фильм, ставший частью жизни нескольких поколений, по определению не может быть пустышкой – иначе надо просто расписаться в том, что последние лет 40 в стране рождаются одни идиоты и закрыть лавочку.
Если копать вглубь, то первым делом все же стоит отметить, что Рязанову сотоварищи удался хронологически первый и до сего дня едва ли не лучший опыт прививания в родном черноземе классического голливудско-сказочного стандарта. Да, абсолютно невероятная история – но выглядит хоть и чудесной, но не чужеродной. Заливная рыба, типовые двери, в которые врезаны стандартные замки, ботиночки на тонкой подошве, узнаваемые лица и интонации – миллион тонких и точных деталей приближает эту сказку к жизни, и потому делает ее, сказку, такой для нас близкой и любимой. Вторым ходом, пожалуй, идет попадание в типажи – только Бурков мог невозмутимо запихать пьяного друга не в тот самолет, только Мягков – того, разумеется, 1975 года версии – мог быть и лиричен, и тверд, сочетая все это с трогательной нелепостью. И, наконец, польская дива, которая как раз и несет в своих совершенно несоветских глазах квинтэссенцию сказочности, приподнимающую эту историю над бытовым пересказом «напился-запал-потерял голову».
И, конечно, фактор контекста важен – никуда не денешься. При всех своих грамотных заимствованиях, культовый новогодний фильм трех поколений – родом из СССР, прежде всего своей интонацией, где ирония не подменяет, но дополняет доброту. В сегодняшней жизни, увы, такое сочетание выглядит не то чтобы чужеродно – не монтируется с эпохой. И потому довольной жалкой стала попытка снять продолжение сказки спустя десятилетия – в другое время, в другой стране. Попытка даже не совсем бездарная – но слишком механистичная: тупо пересадить семена расцветшего 40 лет назад цветка в совсем другой грунт. Поэтому, как ни странно, но самый удачный элемент этого странного сиквела – о, только не бросайте меня в терновый куст! – явление одиозного Безрукова: именно потому, что он предстал не простой копией Ипполита в начале десятых, но создал совершенно своеобычный и сообразный времени образ. А все остальное – от лукавой попытки заработать на простом перемещении во времени и ментальности того, чего лучше не касаться…
Весь вышеприведенный якобы-социологический анализ можно свести к одной простой мысли – нельзя расчленить сказку. Ведь никому не придет в голову анализировать литературные достоинства и недостатки «Золушки» или сверять бой курантов с полифонией Бриттена. Сказка – как и чудо, захватывает целиком и полностью, со всеми контекстами и метатекстами. И то, что у нас с вами такое новогоднее чудо есть – означает, что есть и надежда. Именно ради нее, строгая оливье, мы в сотый раз слушаем «Со мною вот что происходит» и смотрим в глаза Барбаре…
С новым годом. С тем самым счастьем.
‹ Предыдущий пост
"Реальная любовь" в кавычках и без
Следующий пост ›
"Ирония судьбы" по Бродскому
0
04.01.2014 00:26:55
Со мною что-то сделалось- исчезло желание видеть это фильм, а раньше специально запоминала во сколько будут показывать. А еще однажды на новогодних каникулах я шесть раз подряд посмотрела "Служебный роман" нон-стоп. Вчера, решив, что соскучилась, включила, не торкнуло. Полагаю, что сыграли злую, или не злую, шутку столь распротраненные ныне в сети опыты по препарироваию героев и сюжета- я не хочу, видя фильм, вспоминать прочитанные "психологические портреты" главных героев, а они невольно лезут из памяти.
И не то чтобы мне грустно от этого, нет, я согласна с теми, кто не готов быть залипшим на чем-то с детских лет и до старости, ведь и из традиционных новогодних яств на столе у меня только оливье остался рядом с новообретенным обязательным атрибутом в виде салата с руколой( почему?-хз!).
Но в этом фильме, именно в стихах, сквозит та самая доброта, свет, они так поданы, что нет никакой необходимости в "правде жизни". А сегодня, чтобы смотрелось кино, нужна права жизни с называнием всего и вся собственными именами. А без правды жизни получается симать только наивную дешевку.
В общем время берет и возьмет окончательно свое.
Ссылка 0
0
04.01.2014 01:26:57
а я вот не хочу никому отдавать свое. даже времени
Родитель Ссылка 0
0
05.01.2014 01:40:26
Один мой знакомый однажды сравнил себя с Лукашиным - в тот момент, когда топтался вокруг дома, где я была.Странности, нелепости, и ответное - останься. И мне кажется вся правда здесь - в магии возникновения ощущения близости с человеком, которого не знаешь. Я в эту магию верю безусловно. И в этом фильме она передана до плача узнаваемо. Наверное, поэтому не надоедает.
Ну, и фразы-афоризмы, конечно.
Ссылка 0
0
05.01.2014 19:36:03
Да, думаю, магия именно в этом. Хоть это и Новогдняя сказка со всеми присущими ей недостатками, все равно ситуации жизненные, узнаваемые, близкие...

Учительница, кстати, тоже вполне реальная. Она же литераторша!!! :-) Так что вполне соответствует образу.
Родитель Ссылка 0
0
05.01.2014 12:07:53
а одна моя приятельница ( очень уважаемый мной человек) сказала, что в этом фильме каждый жест, каждая фраза отточены до невероятного профессионализма.
согласна с ней. а так, по поводу сюжета, можно долго и на разные темы вытаскивать.
:D
Ссылка 0