"Реальная любовь" в кавычках и без

Lyubit ’ по-русски
Среди многообразия киножанров особняком стоит тот, который и жанром-то специальным никто не считает. А меж тем - он есть, и пользуется весьма значительным, хотя и, как сказали бы, маркетологи, скорее сугубо сезонным спросом. Речь – о новогоднем фильме.
… Почему мы все так любим сказки и особенно любим сказки с новогодним уклоном – объяснять, наверное, не стоит. Устроены так люди – желают иметь легальный повод побыть детьми и помечтать о чуде, а новогодний антураж предоставляет для этого прекрасную возможность. При этом, не стоит смотреть на «новогодний фильм» свысока – жанр этот, может, и не очень высокий, но тонкий: одно фальшивое движение, один неловкий взмах пафосом – и праздничная елка превращается в тупо бревно.
Столь долгая преамбула нужна только для того, чтобы подготовить почву для полноценного восхищения относительно недавним - в масштабах вечности, всего-то 10 лет назад снят! – фильмом Ричарда Кертиса «Реальная любовь». Вроде бы типичная рождественская сказка из нескольких новелл про то, как самые разные люди - от порноактера до премьер-министра – обретают способность любить, стала практически обязательным атрибутом декабрьского кино-предчувствия праздника. Эта картина буквально с ходу ворвалась в списки «самых-самых» среди новогодних, что тем более удивительно, учитывая уже упомянутую ее молодость – ведь праздничной традицией не становятся обычно «с налета», но Кертис сумел сравнительно легко и быстро преодолеть путь, для которого оливье, например, понадобились десятилетия. В чем секрет?
Конечно, есть очевидные элементы обязательной программы – добрый и уместный юмор, очень английские актеры во всей красе - от Нисона до Ферта транзитом через Хью Гранта, рождественская магия и хитросплетенные истории про любовь, которая all around . Но подобных фильмов хватает, а выстрелила в сердце из «свеженького» только лента британца Кертиса. Моя гипотеза – возможно, именно потому и выстрелила, что явилась не совсем британской по сути. Западный стандарт подразумевает хэппи-энд любой ценой, а едва ли не самое главное достоинство «Реальной любви» в том, что она действительно реальна, несмотря на сказочный антураж – потому что далеко не каждая история в многофигурной композиции заканчивается счастливо, вспомните хотя бы забавного кучерявого парня, безнадежно запавшего на жену друга в образе еще-не-пиратки Киры Найтли. «Реальная любовь» тем и прекрасна, что, независимо от того, чем она закончится – хотя может ли реальная любовь, которая без кавычек, заканчиваться? – дает вдохновение и силу. Об этом, собственно, и все это хитросплетенное кино: люби хоть толстого менеджера, хоть пухлощекую секретаршу, хоть коммуникативно чуждую португалочку, - лишь будь способен на этот полет. Только тогда ты жив.
В этом посыле британец Кертис оказывается, как ни странно, очень русским, и это многое объясняет – в том числе, и в невероятной популярности этого буржуазного кино в родных палестинах. В раскладах забугорного синематографа, как правило, все оказывается слишком просто и однозначно – здесь же нет рецептов и схем. Но при этом послевкусие добра, которое остается после просмотра, заставляет тебя поверить в возможность чуда – как юному барабанщику Сэму, как шалопаю премьер-министру, как депрессивному писателю, как замотанному жизнью и нездоровым братцем менеджеру. В этом и чудесное противоречие этого совсем не-британского фильма – он не дает однозначных ответов, но дарит надежду. И, как мне думается, именно поэтому «Реальная любовь» занимает свое достойное место в ряду «самых-самых» новогодних картин. В этом плане забавно, например, сравнить фильм Кертиса с сугубо отечественными «Елками», которые сделаны гораздо более «по-голливудски» в плане безусловной сказочности. И Кертис оказывается нам ближе, чем Бекмамбетов сотоварищи – потому что он более добрый и при этом более настоящий, а значит, и более реальный.
‹ Предыдущий пост
Моя "Оттепель"
Следующий пост ›
Пара слов про главный новогодний фильм страны
1
29.12.2013 16:01:00
Спасибо, Киноед, за это приглашение к разговору о новогодних фильмах. Это действительно самостоятельный киножанр, и душа его просит в определенные дни.
Хочется волшебства, хотя бы киношного. Но сколько я ни скачивала с торрентов новых новогодних фильмов, заручившись прекрасными отзывами, жемчужины в них не встречаются. Фальшь стекает по бороде Деда Мороза так обильно, что мы переключаемся на новостные репортажи с рождественских рынков Европы.
А хочется ведь, хочется.... Я задумалась, что мы ищем именно в новогодних фильмах? Что нам нужно, кроме остроумных диалогов и актерской игры? Ведь не елочные украшения в кадре... ну и ответ, конечно, банальный. Атмосферу. Ожидание праздника. И чуда.
Ну и главное чудо, это конечно, любовь.
Жил себе человек, как-то устроился в жизни, и кто-то приходил к нему по вечерам, но потом пришло 31 декабря и пришла любовь.
В "реальной любви" - тут я поспорю - любовь ни разу не русская)) Это не по-русски - пригласить на свидание актрису, которая делает тебе секс. Захотеть секретаршу. Жить с толстым менеджером. В России про это говорят: совсем не та ко мне приходит... "русская" новелла там только одна - про любовь к жене друга. Вот это по-русски, да!
Успех фильма не в том, о чем он - а КАК. И он британский. Не французский, не голливудский, не индийский, не русский.
Он в хорошем британском юморе, которым пропитана каждая деталь, все нюансы, все сцены.
мы вчера пересматривали его снова. Обычно фильмы, котоорые мы знаем наизусть, мы только слушаем, занимаясь своими делами. Но тут то и дело возвращались глазами в телевизор. Мужу позвонили по работе, он попросил: нажми на паузу. Вот как так? ты же наизусть знаешь, как он в картинках объясняется ей в любви. Но каждый раз смотришь и надеешься, что сейчас все пойдет по-другому. ЧТо она даст ему шанс.
Можно пересматривать танец министра бесконечно. И все равно улыбаться. Можно бесконечно смотреть, как мистер Бин добавляет палочку корицы.
И каждый раз надеяться, что в этот раз герой подарит кулон жене, а не коллеге.
И снова удивляешься, как здорово закольцованы все сюжеты. Что мальчик пробежал в зал, потому что охранник засмотрелся на раздевающегося рокера. И потому что мистре Бин мешкает с билетом. И все веревочки связаны...
Не так прямолинейно связаны, как это делают наши современные режиссеры, а очень тонко.
и чтобы доказать, что это британское кино,я напомню церемонию Открытия Олимпиалды в Лондоне. Ведь они с тем же вкусом вплели в нее свою историю. Напомнили, что это страна правой ноги Бэкхема (и левой), Битлз, Шекспира, промышленной революции. И мистреа Бина. И даже над королевой пошутили тонко и с бесконечной любовью...
Русские могут сделать это не хуже. Но для этого надо очень сильно порезать бюджет, чтобы ветром сдуло всех шапокляков.
Ссылка 1
0
29.12.2013 19:01:23
И угадайте, что я только что сделала? Поставила качать "Реальную любовь"!
Ссылка 0
0
30.12.2013 00:14:26
И снова, как в первый раз: "пока не идут титры.."
Ссылка 0
1
30.12.2013 00:16:55
Чудесный фильм, чудесный вечер! Спасибо вам за это!
Ссылка 1
0
30.12.2013 16:41:19
Кто еще не видел - очень рекомендую мультфильм "Рождественская история". мы его с удовольствием пересмотрели в этом году, и он поправился еще больше. чем в прошлом. Он не такой легкий, как "РЛ", но тоже очень атмосферный. Если есть подрощенные дети - смотрите всей семьей. Вечные ценности))
Но и взрослым мультик категорически показан. Я просто получила эстетическое наслаждение от того, как качественно все прорисовано, даже оттенки кожи у дивана)
Ну и одно название, что мультик, там снялись и Джим Керри, и Гарри Олдмен, и все тот же Колин Ферт)) И режиссер - Земекис, поднаторевший еще на "Назад в будущее".
Наши переводчики тоже расстарались на этот раз, главного героя Скруджа озвучивает Александр Филиппенко, за что ему новогоднее спасибо!
Ссылка 0
0
30.12.2013 17:43:09
аааааа мы мультик год назад смотрели всей семьей! он фантастический и очень жизненный. Тоже советую.
Родитель Ссылка 0