Как написать и защитить дипломную работу?

Близится время защит дипломных работ. В связи с чем публикую статью на эту тему, которая может помочь соискателям квалификаций) Впервые статья опубликована здесь Если в вашей семье или среди друзей есть "дипломник", дайте ему ссылку на эту статью.

Прошли годы учебы, настало время защитить дипломную работу, получить диплом и пойти в большую жизнь. А до этого дипломную работу надо написать. А до этого надо хотя бы начать ее писать. А до этого надо придумать тему. А до этого надо себя заставить начать...



Заставить — потому что ничего делать не хочется. Апатия есть, а действий нет. И вот вы днями и ночами лежите на диване или гуляете по улице, уходите к друзьям, делаете, что угодно, только не дипломную работу. Не идет! Не идет и все тут! Что же делать? Предлагаю некий алгоритм действий или бездействий, конечно, он далеко не универсален, но может помочь. Пойдем от общего — к конкретике.


В этой статье совсем не обязательно всё - про вас. Прочитайте до последней буквы, наверняка найдется то, что касается вас лично.


1. Первое, что нужно сделать — это смириться. Смириться с тем, что написание и защита дипломной работы — это неизбежность. Альтернатива: не защитить, не получить диплом и потом, всю вашу жизнь, повторять, как мантру «А я не закончил вуз и не защитил диплом, мне и так хорошо!» Это, хоть и странно, но не самый плохой вариант.



Плохой вариант: как бы вы сегодня ни были уверены в том, что диплом вам не нужен, вы не знаете наверняка — сколько раз в жизни и при каких обстоятельствах вам придется оправдываться за отсутствие диплома и присутствие «незаконченного высшего». Чем, как и когда «обернется» ваша нынешняя лень — одному Богу известно. Единственное, что можно сказать наверняка - «обернется» непременно.



2. Содержание п.1 может пугать или вызывать раздражение и сопротивление. Если вы на все 100% уверены, что диплом вам не нужен, просто не читайте дальше.



3. Будущего или начинающего дипломника не редко обуревают сомнения, которые возникают на фоне ложного целеполагания. Вариантов огромное количество, самые характерные:

  • Меня бесят преподаватели, почему я должен им что-то доказывать? Я и без диплома — специалист!

4. Что делать? Определиться с приоритетами, четко понимая, что «доказываете» вы не преподавателям, а себе. И даже не вашу высокую квалификацию, а способность преодолевать достаточно формальное препятствие. Именно так: зачастую понимание именно формальности процедуры помогает снять массу внутренних диалогов:

  • Я не смогу написать
  • Я не смогу защитить
  • Меня завалят
  • А вдруг что-то случится

5. Вы уже «отучились», вложили массу, как минимум, времени. Неужели вы готовы отправить «коту под хвост» все эти ваши огромные вложения только потому, что еще полгода достаточно формальной процедуры, позволят вам полностью обесценить ваши вложения, старания, надежды, планы?



6. Учеба в вузе, в принципе своем, - процесс травмирующий и стрессовый. Человек, который еще вчера был ребенком, нагружается знаниями так, как никогда не нагружался до этого и никогда не будет нагружен после этого. Такое активное накопление информации и ее, хотя бы частичное, «переваривание» происходит только один раз в жизни. Потому, если вы сейчас ощущаете себя, находящимся в стрессовом состоянии — это вполне логично и законно.


7. Очень не мало важно: разрешите себе «потормозить». Если «тормозить» да еще и корить себя за это - «тормозной» процесс только увеличится во времени. Скажите себе:

  • Да, я сейчас «торможу», ничего не хочу делать, я не могу ничего делать, не хочу писать дипломную работу, и я разрешаю себе ничего не делать — ровно неделю. Я обещаю себе, что в течение ровно недели буду запрещать себе даже думать о дипломной работе, а не то, что ее писать. Ни одной мысли о дипломе — начиная с этого момента и до такого-то часа, такого-то дня.


Наилучшим вариантом стал бы отдых в самом начале дипломного процесса. Отдых в прямом смысле: путешествие. Нужно просто уехать из той среды, от которой вы устали или даже не устали, но сменить обстановку — это лучшее, что можно сделать. Сменить обстановку на ту, в которой меньше всего вы будете думать о дипломной работе. На неделю, например.

Хорошенько отдохнув, ваша проветренная голова сама попросится писать диплом.


8. Возможен и такой вариант:


- Я учился пять лет. Сколько можно? Я и так все умею, все знаю! А дипломная работа — это фигня. Это неинтересно, потому что слишком просто!


- Если ты все умеешь, все знаешь, а дипломная работа — это неинтересная и простая фигня, то — что тебе мешает написать ее в два раза быстрее, чем тебе отмерил деканат? Она же — простая. Тем более — защитишься быстрее остальных.



Чувствуете некое противоречие? С одной стороны, диплом — это просто. С другой, получается, что не так уж и просто, если его нельзя написать и защитить. К тому же никто не мешает взять чудовищно-сложную тему и показать все свое мастерство. Если точно надо, например. А надо не всегда.

Защитить дипломную работу слишком просто? ОК, защити, покажи класс.


Возвращаемся к приоритетам...




9. О приоритетах. Сами себе ответьте: что для вас самое важное в защите дипломной работы?


  • «Уесть» преподавателей, научного руководителя, которые глупее, чем вы?
  • Оставить свой след в истории вуза, как автор лучшей дипломной работы за полвека?
  • Побыстрее и наименее болезненно уже завершить всю эту историю учебы?
  • Написать и защититься так, чтобы понравилось, в первую очередь, вам?
  • Взять максимум удовольствия от творческого процесса, в котором будет интересно не только вам, но и вашему научному руководителю?
  • Что-то другое?

На этапе поиска мотивации — хороши все средства. Разумеется, из тех, которые экологичны (безопасны для вас, для научного руководителя и других людей).

  • Что вас может замотивировать?
  • Чем вы хотели бы себя замотивировать?
  • Чем вы мотивировали вашу учебу изначально, например, при выборе вуза и специальности? (Если вас «заставили родители», то для родителей диплом и защищайте. Это тоже мотивация)
  • Что вас лично может вдохновить вообще и в частности (написать дипломную работу)?

10. Несколько достаточно простых способов войти в рабочий ритм...

10.1. Возьмите вашу зачетную книжку, полистайте ее внимательно и нежно, и вспомните всю вашу динамику за годы учебы:

  • Каким вы были, когда пришли в вуз
  • Как вы менялись каждый семестр и после летних каникул
  • Какие спецкурсы и дисциплины стали самыми любимыми
  • А какие — совсем нелюбымыми
  • Кто из преподавателей запомнится вам на всю жизнь и почему


10.2. Составьте список ваших компетенций, но непростой. Именно на основе приобретенных теоретических знаний и квалификационных навыков. Как называется ваша специальность? Запишите на листе бумаги название, не поленитесь сделать табличку на три столбца.


Если пишите от руки, понадобится 2-4 листа.



Предложенное исследование поможет вам:

  • Подвести реальные итоги учебы
  • Понять «кто вы и где вы сейчас»
  • Может вдохновить на выбор темы для дипломной работы

11. Наверное, самое важное и основное:



Я—СТУДЕНТ и Я—ДИПЛОМНИК — это разные функции и разные истории.

Зачастую, студент не может «выйти» из своего студенческого статуса или наоборот — кидается слишком быстро в статус дипломника, в итоге не оказывается ни там, ни там. Если есть проблемы с осознанием своего статуса, определите сами для себя:

  • чем вы в статусе студента отличаетесь от вас в статусе дипломника,
  • чем вы в статусе дипломника отличаетесь от вас в статусе студента?

Перечислите все, что придет в голову: от самых простых формальностей, до вашего внешнего вида и фантазий — желательно, через реальность.



12. Плохие отношения с научным руководителем или кажимость о том, что они плохие...


  • Научрук меня давно не любит
  • Именно к этому научруку я очень не хотел(а)
  • Этот научрук меня точно завалит
  • Научрук недисциплинированный, он пропускает наши встречи
  • Я очень боюсь этого научрука, он злой и страшный

Эта тема имеет отношение, как минимум к отношениям Ребенок-Родитель, к межличностным отношениям и многому другому. Но на разбирательство у вас сейчас нет времени. Вы можете вернуться к этим темам потом, после защиты дипломной работы, на это всегда найдется время, было бы желание. А сегодня, исходя из ваших самых актуальных задач, можно сделать следующее.



Разделите (для себя и условно, конечно) вашего научрука на две части:


НАУЧРУК-НАУЧРУК и НАУЧРУК-ЧЕЛОВЕК


То есть исходите из того, что у этого человека есть функция — быть научным руководителем. Это его профессиональная обязанность и функция. Если вы разобрались с п.11, то по этому пункту проблем не возникнет.

Определитесь — как вы к нему относитесь и с «какой стороны» к нему «подходить» - как к «просто человеку» или именно, как к «функции». Какой вариант самый правильный — вам виднее.




13. Как вы заметили, в основном мы поговорили о мотивации и написании дипломной работы, а не о самой процедуре защиты. При грамотном и верном понимании собственной мотивации — и защита пройдет, как «по маслу» даже, если будут некоторые неприятности по пути. Они все переживаемы и пройдут.



Слово «защита» часто понимается буквально. Если надо защищаться, значит кто-то будет нападать. У страха глаза велики, при таком отношении и ожидании нападения — вы это нападение непременно найдете или сами спровоцируете.


В современной реальности, если вуз «довел» вас до статуса дипломника, то скорее всего, никто вас «заваливать» не станет, отчислить можно было и раньше, и вам нужно очень сильно постараться, чтобы получить «неудовлетворительно» на защите дипломной работы.


Кстати, имейте ввиду, что защищают не диплом. Диплом выдают. Это такие синие или красные «корочки». Его не надо защищать, он лежит на вузовском складе и вас ждет. Защищаете вы не диплом, а дипломную работу (дипломный проект).


Утром стулья, вечером деньги, но деньги вперед. Диплом обязательно будет, но сначала — дипломная работа :!:

*
 
*