Первый класс - можно ли пережить?

Спасибо Кубе, именно она натолкнула меня на эту тему. Я прочитала тысячи статей по адаптации первоклассников, однако то, что я напишу сейчас, это только мой опыт.
Итак, 1 первый класс.
Что я сделала хорошо:
  • Я подобрала одежду, которую ребенок может самостоятельно надеть, снять. Проконтролировала ДО ШКОЛЫ, что он точно сможет справится сам, без посторонней помощи, т.е. не будет в этом плане ни от кого зависеть.
Почему: потом что очень часто вижу детей, рыдающих в коридоре. Они не сумели самостоятельно застегнуть модную красивую рубашку, завязать шнурки и т.п. Не успели после физкультуры на следующий урок, не успели побегать на переменке. Кто-то посмеялся, кто-то не помог и т.п. Учитель лишний раз подумал, что ребенка к школе в плане каких-то элементарных действий не подготовили.На подготовке у меня есть девочка, которой родители каждый раз дают кеды на шнурках. И каждый раз, как только я начинаю разминку, этот ребенок демонстративно начинает рыдать – не умеет завязывать шнурки. И я каждый раз думаю – интересно, для родителей норма, что УЧИТЕЛЬ должен будет завязывать ей шнурки (а скажет: «учись завязывать сама?» - пойдут жаловаться? Это входит в должностные обязанности учителя?) или у них нарушено логическое мышление и они думают, что шнурки завязываются сами? Т.е. отсутствует взаимосвязь между – купили обувь на шнурках – ребенок не умеет завязывать шнурки – надо что-то делать (варианта два – или покупать без шнурков или учить :=).
С зимней одеждой особый разговор – советую брать шапки, закрывающие уши (бегать и натягивать ребенку шапку учитель не всегда сможет), куртку, закрывающую шею, сапоги, не требующие дополнительных носков. Т.е. раз и навсегда понять – садик кончился и теперь именно от вашего продумывания зависит, будет ли ребенок тепло одет и будет ли ему комфортно ( и не заболеет ли он, если учитель не заметит, что он не натянул шапку на уши, не завязал шарф и т.п.).
  • Научила собирать рюкзак, следить за своими вещами. Тренировки спортивные были мне в помощь.Именно там, в естественном процессе, я показывала ребенку – что собирать сначала, что потом, проверять, все ли его вещи на месте. Сначала превратили это в игру – а носки? А форма? А что первое, что второе удобнее сложить? А вспомнил ли оглянуться и посмотреть, не забыл ли что-нибудь и т.п.
Почему: потому что часто вижу, опять же, недовольных родителей детей, которые считают, что УЧИТЕЛЬ НЕ СЛЕДИТ на вещами ИХ ребенка. Он не проверил – все ли ребенок собрал, все ли достал. Не проверил, точно ли ничего не забыл?
И так получается, что у ребенка не школа, сплошной стресс – ребенок не соображает, что нужно достать (потому что для него это совершенно новый навык), что взять с собой на другой урок (если это английский, например). Его ругают потом родители, что он теряет и забывает вещи. Формируется либо « я – неудачник» (утрирую, конечно, но посыл вы поняли), либо «школа – плохая», смеются одноклассники («копуша», «да он у нас всегда все теряет»!). Как вы думаете, понравится ли ребенку в школе?
  • Научила обращаться с деньгами. Опять же, ДО ШКОЛЫ. Объясняла, что это такое, для чего. Как происходит процесс покупки, как нужно считать деньги, сдачу. Если это деньги для учителя, то не следует их доставать, показывать, хвалиться ими и т.п. Т.е. просто сформировала к этому феномену нормальное потребительское отношение.
Почему: потому что если для ребенка это новый процесс(распоряжение деньгами) или он не понимает, что это вообще такое, то деньги достаются, показываются всем, ими хвалятся, потом неизвестно куда засовываются, теряются, рвутся и т.п.
Ребенок ревет – он потерял деньги, учитель звонит родителям, родители орут на всех, весь класс ждет (если идут в театр, например). Конечно, часто учителя забирают деньги у родителей, но бывают ситуации, когда очень и очень хорошо, что ребенок умеет, все-таки, обращаться с деньгами.
  • Относиться ответственно к информации. Я учила запоминать информацию для того, чтобы передавать мне. Что необходимо сделать дома, что передать родителям, какую запись в дневнике показать. Это формировалось, опять же, дома. Я всегда хвалила ребенка за то, что он верно передает мне то, что сказал муж, бабушка и т.п. Я показывала, что это очень важно. Я не то, чтобы ругала, если ребенок не обращал на это внимания, я просто, опять же, в игровой форме, смешно рассказывала, что было бы, если бы ребенок мне этого не передал. И постепенно ребенку понравилось быть ответственным. Что было крайне удобно и ребенку, и мне.
Почему: очень часто вижу родителей, нервно ищущих, кому бы позвонить, чтобы, все-таки, узнать, какое дерево рисовать по окружающему миру, приходить ли детям завтра в торжественной форме и т.п. И говорящих почти ласково: «ах, он у меня такой забывчивый!». Ну, если вы считаете, что это нормально, то готовьтесь выполнять за него эту работу.
В пятом классе эти родители звонят родителям одноклассников, чтобы узнать домашнее задание, потому их ребенок забывает его записать. И ходят ругаться: « а что, разве учитель не должен проверять, записал ли мой ребенок домашнее задание?» НЕТ, не должен. И если вам проще звонить, узнавать и ругаться в адрес школы, учителя, одноклассников и т.п. – можно с детства не обращать на это внимания.
И у меня никогда не было проблем с тем, чтобы ребенок подождал меня, или что-то взял или спросил у учителя, именно потому, что с детства приучала его СЛЫШАТЬ меня. А как не сделать свои слова фоном, на который ребенок просто не обращает внимания, замечательно написано у Дамочки в посте.
  • Научила ребенка учить уроки.
Наверное, это самая частая фраза, которую я произношу за последнее время в школе: «На данный момент ни школа, ни администрация, а министерство образования поставило нас в такие условия, что если вы хотите, чтобы ваш ребенок выполнял домашнее задание, УЧИТЕ его делать его. Самостоятельно ребенок не сумеет прочитать инструкцию, не всегда сможет понять, что именно от него требуется».
Учите ребенка с самого начала:
Процесс приготовления к урокам:
как включить настольную лампу, куда выложить учебники из рюкзака, как открыть дневник и найти первое задание. Взять именно первое задание (математику, например), открыть учебник, положить тетрадь перед собой, найти дз, начать читать инструкцию. Это не так просто, как вам кажется. И ребенка всему этому нужно учить. И только потом, постепенно, перекладывать на его самостоятельность действия, которые вы ему уже показали.
Сами уроки:
как работать с инструкцией в учебнике – как разбивать ее на части и сначала выполнять первую часть, а потом вторую. Если ребенок этому не научен – рев, крики – «я ничего не понимаю!», нервы у родителей – «да это вообще кто писал?» и т.п. А проблемы была всего лишь в том, чтобы научиться вычленять из инструкции первое действие – выполнить его, второе – выполнить, третье – выполнить. Это навык. Но самостоятельно освоить его сможет не каждый ребенок.
Тут поможет просто принятие – программа – ТАКОВА и мы можем долго ее обсуждать и пить валерьянку, а можем просто к ней адаптироваться и искать наиболее удачные варианты по ее освоению.
Сейчас мой ребенок делает домашнее задание самостоятельно, считая это просто нормой. Умеет работать с инструкцией, что очень помогает ему на самостоятельных работах. И в жизни – например, ребенок по этому же алгоритму самостоятельно изучал свой новый мобильный телефон, выполняет мои указания, если я пишу ему инструкцию или даю ему ее по телефону.
Почему: потому что, опять же, не уделив этому время сейчас, вам придется потом постоянно это контролировать. Т.е., получается, это как инвестиция в ваше свободное время – чем более тщательно вы подойдете к этому сейчас, чем более успешнее научиться выполнять домашнее задание ребенок, тем больше свободы у вас будет потом. И гордость – и у вас, и у ребенка. У каждого, подчеркиваю, отдельно.

Что я сделала не так:
  1. Я «возвысила» ребенка. Он необычный, он – самый способный, самый умный. Итог: ребенку очень сложно было принимать неудачи. И пока мы не сумели перевести их в нормальный дух соперничества, было наломано очень много дров. И канаты моих нервов, и нервов ребенка.
  1. Я забыла, что первый класс – это не самое главное в жизни.Я переживала каждую неудачу так, как будто это накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Проще нужно было – это были всего лишь школьные проблемы, которые требовали моего решения. Никто не умер, все пережили.
  2. Я решала вопросы на родительском собрании. В итоге меня уважали все родители, но тайно, я так думаю, ненавидел учитель. Для себя сделала вывод – если хочется меньше заморочек с учителем, любую проблему лучше всего сначала попытаться решить с ним лично, если такая возможность есть. Сейчас сама оказываюсь в положении, когда часто твою дискуссию с одним человеком случают еще 25 человек. Даже если ты тысячу раз права – зачем ставить другого человека в такое положение?
  3. Я не сразу научила ребенка видеть свои неудачи. Как-то однажды, совершенно случайно, я заметила, что во всех неудачах моего ребенка виноваты другие. Задумалась, что вряд ли он у меня такой мега-успешный и вспомнила поговорку, что «если у вас все хорошо, значит, вы чего-то не знаете :=)». И тогда оказалось, что ему так проще – сваливать вину на других. Не думаю, что это он из вредности характера, нет, просто однажды обкатав этот алгоритм – неудача, виноват другой, мама не ругается – он ему понравился. А я сразу не насторожилась. Потом была долгая работа – я объясняла ребенку, что не главное – поругаюсь ли я или нет, а главное – постараться понять, что было сделано не так, чтобы в следующий раз это не повторить. И мы, опять же, в игровой форме, анализировали, где, обратите внимание на формулировку, «можно было бы сделать лучше, подстраховаться, продумать» и т.п.
Наверное, это более чем неполный список и моего позитивного, и моего негативного опыта. В процессе, с вашей помощью, допишу еще. Буду рада, если поделитесь своими мыслями.
‹ Предыдущий пост
Все врут (с).
Следующий пост ›
А давайте поговорим про школы?
*
 

Загрузить файлы
*
0
13.02.2015 17:11:00
как жаль, что картинки вставить пока не получается (((
Ответить Ссылка 0
3
13.02.2015 17:25:44
Айда, какой отличный текст! В очередной раз подумала, как нам повезло, что ты у нас тут есть!
Мне прямо захотелось готовить к школе моего трехлетнего сына прямо сейчас)) Пожалуй, кое-что из этого уже вполне можно начинать осваивать. Одеваться, собирать рюкзак. Я как раз сейчас выбираю ему первый рюкзачок, чтобы научить складывать, что он обычно берет с собой в садик и на танцы.
Ответить Ссылка 3
1
13.02.2015 19:27:04
Аида, спасибо огромное! Очень полезная информация. Скопировала себе в мемориз. до школы нам еще далеко, но время ведь летит незаметно.
А можно что-нибудь подобное про детский сад от тебя услышать? Ведь это тоже очень сложный период и для ребенка, и для родителей. Для себя пока решила одно - пока дочь не научится говорить и рассказывать более-менее адекватно о себе, никуда я ее не отдам.
И еще вот вопрос - многие родители считают подготовкой к школе то, что ребенок умеет читать, считать. Но ведь программа предусматривает обучение "с нуля"? Есть ли в этом смысл?
Ответить Ссылка 1
0
14.02.2015 18:06:32
Колбаса, спасибо!!!) Пока я еще не совсем профдеформировалась;) )
Мне еще кажется, что тут четко по возрастным ограничениям - Костяй еще очень маленький, все это пригодится, но чуть позднее. Что легко для 6-ки, для 3-ки - с большим -большим трудом!)
Так что у вас еще куча времени!)
Ответить Родитель Ссылка 0
0
14.02.2015 18:11:49
Олала, по закону ребенок может прийти в школу совершенно неподготовленный, никто не обязывает готовить ребенка к школе. НО - опять же, если открыть учебник по современным программам...Они подразумевают, что ребенок уже должен имень необходимый подготовительный минимум. Мне очень нравится, когда учитель берет подготовительный класс (шестилеток) и готовит их к школе в самой школе. Вы и учителя видите, и ребенок к школе привыкает, и все насущные воспросы можно задать адресно.
я лично вообще не считаю, что умение считать и читать - это есть подготовка к школе. Подготовка к школе - это умение ребенком ориентироваться в школьном процессе - слышать инструкцию взрослого, иметь минимальные навыки самообслуживания, адекватную самооценку и т.п.
Дети все усваивают материал по-разному, и те, кто схватывают быстрее (даже не имея подгтовки), все равно должны ждать своих одноклассников, это нормальный процесс.
Психологическая готовность в этом плане очень важна.
Ответить Родитель Ссылка 0
1
13.02.2015 19:54:21
Айда, плюсую стописят ко всем благодарностям.
ООООччень полезный текст. Мне так вообще! Все приму к сведению.
О-ля-ля, в том-то и дело, что в первый класс сейчас берут чуть ли не с высокой скоростью чтения. На подготовительных занятиях за год до школы дети уже читают и пишут.
Я была так этим напугана, что за 2 года начала готовить ребенка к школе. ЧТобы хоть первый год было полегче. Чтобы хоть буквы не пришлось учить. А их мы учили очень долго((
Ответить Ссылка 1
0
14.02.2015 17:13:35
Вот это меня и удивляет,Дуняша. Не, я свою тоже наверняка и читать, и считать буду учить. Но сама я (да и многие из нашего поколения) шли в школу именно чтобы научиться читать и писать. Да, сейчас программы другие. Но ведь все равно с нуля начинают. И те, кто уже все знает - им ведь скучно, разве нет? Разве правильно начинать с того, что ребенок зевает на уроках с уже знакомым материалом?
Ответить Родитель Ссылка 0
1
14.02.2015 18:14:45
Опять же, научить читать и писать - как бы это не звучало кощунственно, но не очень сложно. Гораздо сложнее ребенка подготовить к школе психогически. Чтобы он был готов ВЫСИЖИВАТЬ урок,чтобы умел слушать и слышать взрослого и т.п. Чем хороши в этом плане, опять же, курсы подготовки к школе - они имитируют уроки по времени, чтобы ребенок уже примерно начинал привыкать и осваивать необходимость сознательного концентрирования внимания на чем-то, помимо игровой деятельности!)
Ответить Родитель Ссылка 1
0
15.02.2015 01:16:13
Олала, начинают с нуля, но гонят страшным темпом - в первом классе, куда ходил мой ребенок, к новому году прошли все буквы и писали слова под диктовку. Другой класс, куда мы перешли, шел вперед и уже в это время писал диктанты (первый класс, январь!!). Перешли в частную школу - только еще заканчивают изучать алфавит в феврале. И так - во всем. В начале спасали знания с двух лет подготовительных курсов, а потом я поняла, что еще полгода такой гонки - в голове у ребенка будут дыры по всем базовым знаниям - он не успевает, его внимания хватает минут на 25 урока. Не зевает сейчас никто - только на нервной почве, на род собрании услышала, что у трети учеников - истерики дома оттого, что что-то написал неверно. Это стало для меня последней каплей.
При этом во втором классе усиление подготовки давалось за счет сокращения учителем перемен - до 2-3 минут... Поэтому если настраиваетесь на обычную сильную школу - к 1 сентября ребенок должен читать со скоростью не менее 25 слов в минуту и писать хотя бы печатно под диктовку. В садик мой ребенок ходил 4 года - и там хотя бы научился искать куртки, сапоги, толкаться в столовой и разбираться с пацанами :) без этих знаний -вообще хана... Уровень учеников- одна 7 летняя девочки в сентябре дочитывала "Властелина колец"...
Ответить Родитель Ссылка 0
1
13.02.2015 19:57:49
Когда мой сын пошел в 1-й класс, так получилось, что у него были кроссовки на шнурках, а завязывать их, как большинство современных детей, он не умел. Покупать другие, на липучках, только из-за его неумения я категорически отказалась. За три дня до физкультуры начали учиться завязывать. Он ходил по квартире в кедах и завязывал-развязывал, завязывал-развязывал... К дню физ-ры научился! )))
Ответить Ссылка 1
0
14.02.2015 00:05:47
Какой терпеливый и мужественный ребенок...Я в жизни не купила своему ни одной обуви на шнурках - ибо нет во мне пока сил научить его этому утраченному искусству.
И в армии не научат - печалька :( надежда только на невестку.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
14.02.2015 18:18:26
Молодец какой!)) И вы молодцы - понимали же, что вот она, физра, не за горами. И это и есть точка невозврата!)
Ответить Родитель Ссылка 0
1
14.02.2015 12:00:20
Ну не знаю. Моя тогда еще четырехлетка после прошлого НГ достала меня просьбами заявязать бантик (осталось много разноцветных тесемок от подарков). Мне надоело и я сказала - иди учись сама. Как обычно, началось нытье до истерики "я не умею". Показала несколько раз, чуток проконтолировала и оставила саму пыхтеть. Зато потом ребенок мог по полчаса обвязывать ножки стула бантиками :-) У неё до сих пор ни одной обуви на шнурках, но шапку под подбородкам она нынешней зимой сама себе не глядя заявзывает, думаю, и со шнурками проблем не будет.
Ответить Ссылка 1
1
14.02.2015 13:31:04
Со шнурками, вроде, есть игрушка такая, на которой принцип их завязывания детям показать можно.
Ответить Родитель Ссылка 1
0
14.02.2015 18:12:43
Я своей давала - не пошло. А когда припекло (ей самой :-) )- чуть ли не само получилось. Возможно, как и со всякими новыми навыками, нужно удачно поймать момент, когда материал усвоится легко и с желанием. Но есть другая крайность - если слишком долго ждать его, этого момента, может оказаться поздновато :-(
Ответить Родитель Ссылка 0
1
14.02.2015 23:31:46
моему ребенку очень нравились кроссовки с роликовым колесом. Но они были на шнурках. Ок, говорю, купим, но шнурки я тебя научу и ты будешь сам завязывать.
Согласился, теперь умеет.
А раньше, честно, покупала все только на липучках, благо выбор огромный.
А вот с рубашками мучилась - были очень классные, но неудобные. И огромного труда стоило найти и приличные, и нормально застегивающиеся и т.п.
В прошлом году открыла для себя великое счастье - штаны с теплой подкладкой, под которые можно не пододевать ребенку подштаники. Купила 2 пары, стираю и всю зиму и осень-весну совершенно довольна. Одеваем под них подштаники только тогда, когда очеь холодно или идем надолго гулять.
Ответить Родитель Ссылка 1
0
15.02.2015 01:22:40
У нас еще замечательно рубашки-поло пошли и водолазки белые - мой страсть не любит заправлять рубашку в брюки, а учителя - старой школы, умрут, если увидят рубаху навыпуск, дергали его постоянно. В новой школе - печалька - ходить можно в чем угодно, нужно только иметь вечерний костюм для торжественных случаев :) А мы, как лохи, теперь на уроки снашиваем закупленные белые рубашки и черные брюки.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
15.02.2015 01:44:32
у мелкого тоже в этом году - свободная форма. И я купила поло с длинными рукавами - такой кайф, очень удобно. А костюм на торжественный случай так и висит с рубашками.
Еще не мучаю ребенка в этом году с туфлями - купила кроссовки, замаскированные под приличную обувь. Как сказала про них моя мама: "умный не скажет, дурак не догадается".
Ответить Родитель Ссылка 0
0
14.02.2015 18:17:27
мотивация - великое дело !!))
Ответить Родитель Ссылка 0
1
14.02.2015 18:16:47
Я шнурки привела как образный пример отсутствия логического мышления у родителей. Т.е. чем более тщательнее родители подходят к проблеме подготовки ребенка к школе, тем легче в школе ему. А когда "выпускают" вот так вот - ребенок сидит и думает, то ли вокруг злые и вредные учителя, толи он такой глупый;).
Ответить Ссылка 1
1
14.02.2015 22:42:12
Эх, добавлю свой опыт в духе "я бы ни за что не поверила, но это так":
1. Школа сейчас мало чему учит. Как я и подготовительные курсы научили моего ребенка читать, так он и читает - я просто работаю над скоростью. Как он научился писать печатными буквами - так и пишет. Прописные я оставила на школу, боясь испортить руку, научить чему то не так, результат - пишет тяжело, медленно, криво, хотя каждый день дополнительно писали прописи. Но я не учила -результат - не научен. И как во всем - если родитель сам не будет разбирать с ребенком материал по учебнику, по доп литературе, следить за его результатами по тестам - результат будет нулевой, и школа сделает вид, что она вообще не для этого - у вас ребенок не подходящий. Результат - школа научила и ребенок умеет - я увидела только на немецком языке, где все было за деньги и с преподавателями старой школы.
2. В первый класс ждут 8 летних девочек, полностью всему обученных, для которых школа - место общения с подругами и учителем. Учить их должны где-то еще, а школе они должны демонстрировать ранее полученные знания, и чуть-чуть их углублять.
3. Вам нужно выделить не менее полутора часов в день на домашние задания, повторение пройденного, наверстывание не пройденного, но нужного и просто отработку навыков. Каждый день. У моих коллег время занятий с 3-4 классниками занимает до 3 часов в день.
4. Сейчас нет такой системы, что поступив в хорошую школу, вы будете уверены, что ребенок будет учиться в ней до 11 класса и она будет ровно учить на всех уровнях. Ищите хорошую началку - а главное, чтобы вам рекомендовали внимательного и чуткого педагога, умеющего найти подход к малышам. Как правило, все сильные ученики меняют школу в 5 классе, поэтому ориентироваться на отзывы тех, кто учится не в началке, не стоит. Потом опять начинаются экзамены и отборы в 7-9 классах, то есть, скорее всего, в жизни ребенка будет не менее 3 школ - и это нормально.
5. Проверяйте состояние туалетов, отдельно ли учатся младшие от средних и старших - родителей сейчас за "периметр" пускают крайне неохотно, и только на дне открытых дверей вы это все сможете увидеть.
6. Заранее изучите пути отхода из выбранной школы, если вас туда не примут или создадут невыносимую обстановку в первые недели учебы - поддерживайте контакты с родителями из садика, с курсов, чьи дети пошли в другие школы, изучайте форумы, заходите на дни открытых дверей, рассмотрите вариант надомного обучения, очно-заочного, домашнего, дистантного и т.д. - в современной школе ваше время в любом случае будет задействовано по полной, а так хотя бы время и нервы ребенка сохранятся.
Резюме: у современной российской школы задача обучить ребенка, дать ему твердые знания, помогающие стать грамотным человеком - на последнем месте, и может выполняться только если вам очень повезло с учителем. Многие школы из негосударственного спектра - а их немало - занимаются с различным отступлением от существующих программ, и иногда это связано с тем, что программы - просто бессмысленные. Если у вас есть старые советские учебники по русскому\математике и т.д. - берегите их, по ним действительно учились и получали знания.
Ответить Ссылка 1
0
14.02.2015 23:46:12
Если почитать учтав школы на данный момент, то ключевая мысль там - это не обучение, а предоставление образовательных услуг.
Т.е. школа - да, не учит, она предоставляет образовательные услуги. И что заранее может сделать родитель -- это подготовить ребенка к их "принятию". Т.е. никто не будет, как раньше, "впихивать" знания в ребенка - если он не усваивает, не успевает, ему требуется дополнительная подготовка - это только проблемы родителей.
И чем круче школа, тем более это строго представлено. Если в школах попроще, на окраинах, в маленьких городках еще стараются выровнять всех, показать результат и т.п., то в крутых школах учителя четко работают по новым стандартам - я представила услугу, взял ребенок - отлично, нет - ищите дополнительные варианты по обучению.
У меня есть несколько клиентов из очень крутой школы, я смотрю их программу и вижу, что они идут впереди моего ребенка, например, но это только за счет того, что им больше дают на самостоятельное освоение. Т.е. ориентируют РОДИТЕЛЕЙ как лучше подготовить детей. И сейчас мне предлагают перевести ребенка туда, но я понимаю, что его успехи в учебе (или неуспехи) - это будет только моя отвественность.
Я для себя поняла, что то, как мы учились раньше - наверное, хорошо и здорово, но данный момент совершенно не актуально. Поэтому не считаю хорошим вариантом учебу по старым учебникам. Да, они давали более полные знания, но жить-то ребенку предстоит СЕЙЧАС, и те логические операции, которые формируются в процессе учебы, та социализации, которая происходит - для меня это является наиболее приоритетной задачей.
"Школа России" - аналог старых программ, ее очень хвалят некоторые специалисты, но в чем-то она повторяет именно старую программу, что меня лично настораживает.
А вообще, открою небольшой секрет - программы рекомендуют или не рекомендуют не потому, хорошие они или плохие, а потому, что школа (а бывает, чтои округ, и даже город), получают задание работать именно по этой программе. Они получают откаты за учебники, за постновку необходимого оборудования и т.п. Не сами школы, а чуть-чуть повыше люди. Так убрали Занковскую программу, так продвигали школу 2100, так сейчас продвигают школу России. Это не наш выбор, к сожалению. Как бы разумно не звучали доводы учителей.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
15.02.2015 00:58:19
Да, ты верно говоришь про образовательную услугу. Это - действительно услуга, но какая-то односторонняя, без обратной связи от клиента - учеников и их родителей. К примеру, тренеры в нашей компании всегда получают обратную связь от участников тренинга, руководителей обучения банка, меня и коллег, если мы присутствовали - что нужно изменить и кастомизировать под конкретные требования, какие навыки не были отработаны и закреплены. Они - меняют свой стиль в зависимости от запросов аудитории, и если взрослые мотивированные люди не могут произнести нормально скрипт и отработать возражения - то это проблема и тренера.
У нас школа и учителя предоставляют услугу абсолютно односторонне. Типа - оказали, хорошо ли плохо ли - клиента никто не спросил, как в советском союзе - спасибо, что живой.
И вообще - почему тот факт, что теперь школа ничему не учит - не доведен до широкой общественности ? :) ну так, справочно. Я все о школе узнаю только от тебя (о лампада моей мудрости) и коллеги, не так давно получившей пед образование. И вот эти особенности спец школ я относила все-таки на среднюю школу, не на началку.
Самое смешное, что результат всей этой псевдодеятельности - нулевой, ученики наших школ не могут участвовать в мировых олимпиадах и конкурсах - там побеждают китайцы, корейцы, сингапурцы, срез знаний в старших классах много ниже американцев, не говоря уж про тех же корейцев, дети с подавленным иммунитетом и разрушенной нервной системой, из школ в 10-11 классе родители просто забирают в экстернат - так как все урочное время занято подготовкой к ЕГЭ, к которому ребенок и так готовится с репетиторами. Атмосфера в школе бездушна и малодуховна. При этом логические операции и социализация, которую требует современность, прекрасно обеспечивают люди, получившие образование еще в дореформенной школе, а сегодняшние выпускники пугают - у меня на практике был замечательный студент 3 курса Плешки, который не знал, какие месяцы входят во 2 квартал. Вот такие логические операции...
Ответить Родитель Ссылка 0
0
15.02.2015 02:26:33
Как не доводят *гневно*? На родительских собраниях в 1-м классе!) С другой стороны - это ж прописано в уставе, и в договоре (наверное, договор я не читала, но вдруг?). Устав читаю периодически, я пишу заключения по проблемам современных образоват. реалий.
Тут какая разница - на тренинге я тоже всегда спрашиваю, потому что люди платят за него деньги, и в зависимости от их потребностей тренер дальше ориентируется. А школе не нужно выявлять потребности - программа есть, она утверждена, реализуется. К чему обратная связь?
И , да, нравится, ка оказана услуга - оставайтесь с нами, нет - ищите варианты, все законно (это я описываю действия школы).
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 00:52:47
договора не было вообще (кроме общественного :) )
Устав - вот честно, даже не предполагала, что там подобное может быть. Вопщем, современная российская школа - это кто успел, тот и сел...На результат наплевать просто всем. А еще в этом году в Мск закрыли школы 7 и 8 типа и факультет дефектологии в МПУ. То есть для тех детей, кто до нормы не дотягивает - надежд на получение хоть каких-то знаний не оставили в принципе.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 10:09:24
это все новомодные веяния с инклюзивным образованием - что все могут учиться в одном классе, вне зависимости от наличия диагноза. Полный бред, на мой взгляд, но родители детей, с особенностями развития хватаются за это и в другую школу их потом просто не убедишь перейти. И гос-во наше продвигает эту программу, по соц. рекламе это особенно заметно. В общем, как всегда, денег в это вбухано ого-го.
Ответить Родитель Ссылка 0
1
14.02.2015 23:57:46
Про уроки - опять же, мой опыт, в чем-то повторюсь.
В первом классе мы уроки делали около полутора часов. И нереально уставали. Я - потому что старалась сделать объяснение захватывающим и интересным, ребенок - потому что для него это было действительно трудно.
Но учила упорно, целенаправлено, ежедневно. По алгоритму, который приводила.
Еще важный момент - начало делания уроков. Т.е. момент, когда нужно садиться. Лучше сделать это в определенное время, тогда со временем ребенок перестанет постоянно ныть - а можно, еще попью, а поем? а мультик досмотрю? и т.п. Т.е. придет осознание, что время пришло - нужно садиться и делать, и нет возможности его еще оттягивать.
Через некоторое время у меня ужесточилась нагрузка и просто не было сил на "игровую форму" выполнения уроков. Я плюнула и стараясь спокойно объянять, говорила, что нужно и все, без обсуждения. Может быть, это было неправильно, может, в чем-то жестко, но у меня был такой хардкор со временем, что сейчас страшно вспомнить. Но итог - уроки по школе сейчас проходят четко и быстро. С музыкой - сидим вместе, с английским сидим, а остальное самостоятельно и спокойно.
Тут еще очень важный момент - правильная организация. Мне понравилось у Егорки когда-то - что может сделать родитель за 15 минут, ребенок может сделать часа за 2. Стоит ли сажать ребенка и загружать этим? Постепенно - да, объсняя и уча делать это, но не в 1-2 классе.
Ответить Ссылка 1
0
15.02.2015 00:06:33
Вообще, став мамой, я по-другому смотрю на свою работу на курсах подготовки. Смотрю на детей, которые хорошо усваивают материал и на тех, у кого не получается из-за дисциплины, например.
Часто, когда ребенок совсем не работает и мешает другим, я прошу его сесть на другое место, на свободную парту и сидеть там, пока он не почувствует, что может дальше подключиться к работе. И дети деляться на 2 категории: те, которые честно сидят и поднимают руку и те, корорые потихоньку стараются вернуться на свое место.
И это показатель для меня позиции родителей - обращали ли они внимание, что дети их не слушают, обманывают, ищут варианты. может быть, это может быть от нехватки времени, может от того, что у них в семье так принято, может, от того, что просто не справляются с ребенком.
Ответить Ссылка 0
0
15.02.2015 00:49:13
Забывала про почерк дописать - формирование почерка сейчас не является задачей учителя. Его задача - научить писать. И, думаю, это сейчас очень заметно !)
Ответить Ссылка 0
0
15.02.2015 02:10:19
И за плохой почерк снижают оценки. Научить хрен - только оценивать (и снова вопрос - зачем нам такая школа). Причем учат так - один раз пишут букву и все, дальше сам иероглифы выписывай. Мой зарисовывает в результате по памяти, начиная с того элемента, где запомнил - "о" снизу, например. В новой школе дали прописи в косую линейку :), где зарисованы схемы, как писать и соединять буквы. Ты случаем не знаешь, как нарастить скорость письма, кроме как практикой бесконечной?
Ответить Родитель Ссылка 0
0
15.02.2015 02:30:06
В разных программах разные элементы букв и их написания. Соединение безумное в некоторых. В первом классе я расстраивалась, сейчас плюнула.
За сам почерк ошибки не снижают, снижают за неправильно написанные элементы, неправильную ориентацию на листе бумаги, помарки.
А зачем ты хочешь нарастить скорость письма? Суслик не успевает? Если просто так - то подожди, не сейчас, в первом классе это сделать трудно.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 00:49:41
да, он даже в новой школе на диктантах немного отстает и его ждут. Пока будем прописи отрабатывать - и ждать, что рука сформируется. Я ему когда диктую - все медленно, разумеется, проговариваю, да его и фик поторопишь - орет, протестует, с перепугу буквы начинает пропускать.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 10:10:37
Да, получается только практикой. Можно еще попробовать в воздухе сначала буквы прорисовывать, чтобы образное мышление помогало, но на это не каждый ребенок идет.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 01:22:27
Девочки, где вы говорили про школьные программы? Если во ВСЕ ВРУТ, то я фик там найду, а хотела сказать, что согласна с обеими.
С одной стороны, я дома с сыном тоже занимаюсь математикой по МОРО, это по которой мы еще учились - тетрадь такая и материалы , которые вырезать надо, денежки, ласточки, помните? )))))
Я еще по книгам детским поняла, как сейчас сдулся этот формат. У нас от мужа осталась детская библиотека конца 70-х. Их и читала старшему - отличные иллюстрации, хорошие тексты, а то, что сейчас издают, это просто беда. такие стишата. я вам завтра найду, если не выкинула в гневе)))
А с другой стороны, Айда, с тобой тоже согласна про новые программы. В ФБ часто кто-то из мамаш выкладывает задачки для второклассников. Я честно над одной сидела-сидела, не решила. Там, где грозди какие-то. С ягодками.
ВОт, та частная христианская школа, которая у меня идет запасным вариантом, она тоже по Школе России идет.
Джек, а твоя чатсная школа - это что вообще за фрукт? Это крутейшая школа для обеспеченных? или как? не знаю, что это за формат в Мск. У нас во дворе дома чатсная начальная. Говорят, там заоблачные цены на учебу, но маленькие классы, кроме учителей гуверневы, которые только на иностранном языке с ними разговаривают. Дети в школе строго до полвосьмого. И гуляют - я это вижу, и танцы - все у них там. Родители приезжают вот только не на хаммерах. Из чего делаю выводы.
Но вот в пятый класс они идут в основную школу, которая тоже неподалеку от нас. Хороший старт, конечно. И мне нравится, что малыши отдельно от страших - вообще вдругом здании. Но пойти потом в ту же школу, что и ребеята из нашего дома...это сразу минус пять уровней, мне кажется...
Ответить Ссылка 0
0
16.02.2015 01:30:17
недавно на одном узкопрофильном форуме в разделе для флуда однофорумчанка в отчаянии выложила задачку первого а может второго класса, которую они с мужем оба не смогли одолеть.
И полфорума, имея высшее техническое, математическое и статистическое образование ломали головы))
В итоге-неправильно мы решили задачу, о как (т.е мы-то как раз правильно, но требовался другой алгоритм для решения, "детский" типа. А то, что задача по логике была, так себе примерно последние классы школы-начало универа-это неважно конечно))
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 01:38:42
нет, у нас именно "частная христианская школа". Теперь мы читаем по вечерам "Детскую Библию" в плане знакомства с древнееврейским памятником устного народного творчества, а ребенок даже какие-то молитвы выучил :) Поход в церковь на причастие провалился из-за эпидемии гриппа. Факт крещения и соблюдения всех обрядом руководство обязательным не считает, но и воинствующий атеизм просит не проявлять. Ценник 35 т\месяц, для Мск это минимальная цена обучения не по формату. Сюда входят 2 языка с первого класса (8 часов в неделю), 3 разовое питание очень хорошее, доп занятия после обеда по рисованию, поделкам, театру, танцам, закону Божьему, пению,бассейн. Приводить ребенка можно в 8, забирать просят не ранее 17 - можно до 19 часов. Для меня лично это решение всех проблем, так как уроки учат с гувернанткой, не надо таскать на секции, когда я заикнулась, что плохо знаю французский и как я буду натаскивать ребенка - мне сразу сказали, что это не моя проблема ни разу.
В классе 9 человек, есть все классы до 11, в прошлые годы были 1-2 медалиста на потоке, после отмены медалей ориентируются на баллы ЕГЭ.
Да, условия близки к тепличным - но меня так разочаровала спецшкола в формате сегодняшнего общего образования тем, что никого не волнует, успел ли ребенок получить знания, сформировался ли у него навык, потогонной системой, и вершиной - пособием для 1 класса "готовимся к ЕГЭ", по которому мы и занимались... Найду по отзывам хорошую спокойную среднюю школу с творческим уклоном - буду ее рассматривать с 5 класса, нет - буду ориентироваться по будущим переездам и общей жизненной ситуации. Для себя решила, что лучше съэкономлю на отдыхе за границей, зато 9 месяцев будем жить спокойно и без нервотрепки.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 10:26:28
Вообще очень завидую возможности не таскать самостоятельно ребенка после школы на кружки, секции, музыкалку )
У нас тоже французский в школе,чему я очень расстраиваюсь - нагрузка и так большая по английскому как спец. предмету. в общем, считаю его совершенно бесполезным, если честно. Но стараюсь себя переориентировать на формирование навыка изучения другого языка, вдруг ребенку будет потом легче. Но лучше бы был немецкий, хоть какая-то польза )
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 10:50:43
франкофонный мир шире немецкоязычного на порядок - это Северная Африка и ЮВА, в Тунисе, например, французский находится в статусе государственного языка, в той же Швейцарии реально объясниться на французском, при эмиграции в Канаду знание обоих языков - очень большой плюс по общим баллам. Он развивает музыкальный слух, подходит к русской картавой схеме произнесения звуков. Именно из лиц, изучающих этот язык, я знаю максимальное количество людей, влюбленных в культуру и литературу страны изучаемого языка. А как телки будут уши развешивать... Очевидно тренирует память - написание слов и звучание их различаются так, как ни в одном из европейских языков. Если потом идти дальше поступать на лингвистику - наименьшее количество абитуриентов при равном количестве мест.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 12:23:39
В Люксембурге, как и в Швейцарии, один из гос.языков - французский, наряду с немецким. Все мои коллеги из Африки - с родным французским, это да.
А зато немецкий помогает понять голландский и датский. И во Франции на границе с Германией тоже можно объясниться по-немецки.
Так что, все три языка (с англ) мирового уровня.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 11:57:22
у нас православная гимназия стоит 50 тыщ первый взнос и 13300 в месяц.
Я вот тебя прочитала и прямо задумалась. Деньги, конечно, но у нас все-таки можно смело сумму делить на два от московской, а возможность не ломать голову, где найти такую няню, которая будет забирать ребенка из школы, возить по кружкам, кормить и сидеть в ожидании родителей, и сколько такая няня стоит - словом, такая няня так поди и стоит.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 12:05:45
и уроки делать!!! 2-3 часа твоего вечернего времени. Полное интеллектуальное бессилие при решении задач по математике для второго класса!! Плюс они могут гибко подстраиваться в плане каникул под потребности - началась у нас эпидемия гриппа - детей тут же на неделю распустили - каникулы весенние перенесли на более раннее время. в новых районах с общеобраз школами совсем швах - половина класса - русский неродной, и для учителя порой тоже...
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 15:52:21
Джек, ну ты удивила меня))))) ПРичем, я очень рада за вас!!! хотя меня это ни фига не касается)))), но я за христианские школы! У вас православная, я так понимаю.
Ты недавно написала, что с Богом не знакома. Может, тебя сын с ним и познакомит))
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 17:35:21
после того, что я увидела в обычной - и я за мусульманские, и буддистские, и христианские - если в них к младшеклассникам внимательны. К слову, с удовольствием бы почитала Коран, был бы повод - пока есть повод читать Библию - грех не воспользоваться.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 17:29:43
у нас именно "частная христианская школа"
какая ирония, однако)))
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 17:32:51
друг мой, это рынок :) нужно захватить максимальный сегмент потенциальных клиентов, кто пойдет на 2 языка, кто на полный день, а кто - на икону в углу. Реально - влияние крайне слабое, перед обедом пару раз за 2 недели молились от силы. Был выбор пойти еще в гимназию с робототехникой и еврейским компонентом - но ездить дальше, и врожденные сусликовы склонности торговаться и отвечать вопросом на вопрос в ней получат ненужное развитие...
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 17:40:16
друг мой
у нас тут в ходу фишка "да, дружочек, этоя";))

а сорвавшееся причастие какие эмоции вызвало?)
Вы кстати, крещенные, или нехристи?
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 17:49:11
не, оба некрещеные, я это сразу директору сказала. Она только попросила без воинствующего атеизма обходиться и ребенку не мешать участвовать в общих занятиях - в церкви постоит посмотрит, подготовит дедушке-священнику перечень вопросов по методологии богослужения - деда Витя будет щаслив.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 17:53:55
ну а готовность-то внутренняя есть, что дитя будет приобщен, рано или поздно? Нейтральная подача соответствующей информации в школе с религиозной базой была бы как минимум странной
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 18:21:26
знаешь, большинство рок-музыкантов, включая Блэк Саббат и Оззи Озборна - пели в церковном хоре :) Опасность именно в том, что введение религии в обязательные рамки может спровоцировать как ее приятие, так и отторжение в значительно большей степени, чем если церковь сама по себе, а школа - сама. Вести настойчивую религиозную пропаганду в реально слабовоцерковленном обществе ни у кого запала не хватает, и у этой школы тоже. Но уроки у старшаков ведет кандидат богословия, доктор философии - явно сумеет поддержать дискуссию на должном уровне. К примеру, я очень люблю Кураева, еще ряд современных православных публицистов и интересуюсь их точкой зрения. И в то же время - не верю :)
Ответить Родитель Ссылка 0
1
16.02.2015 10:23:14
Дуняша, мне кажется, что не в теме ВСЕ ВРУТ (с), а где-то еще.
У меня по этому поводу куча комментов, и читая Рыбку ниже тоже сразу вспомнилось:
1. Каждая программа формирует определенную логику. НАпример, школа 2100 - одну, а Гармония или Школа России - другую. Например. одна учит продолжать цифровые ряды ( найди закономерность 25 35 45 55 ; 25 38 26 42 27 46 ), другая учит реши примеры несколькими способами и на этом делается акцент. И ребенок, решая олимпиады, успешен тогда, когда ЛОГИКА создающих эти олимпиады похожа на логику его программы.
Это обычный среднестатистический ребенок. в моей практике есть дети, способные вычленить и логику другой программы на олимпиадах и тестах, но таких детей очень мало.
2. Соответственно, мы, взрослые, не может решить задачу даже за 1-4 класс. Чтобы ее решить, нужно сесть и понять логику создателя учебника. Вычленить навыки, на которые он натаскивает и оперировать ими. мы же оперируем своими (несколькими высшими;)). И особенно страшны тут описанные Рыбкой математики, техники и статисты. У них просто разрыв шаблона.
Я однажды так не смогла помочь ребенку решить кроссворд. Задание было что-то типа "в небе". Отгадка - воробей, коршун, голубь. Над последним билась пол вечера. Муж пришел и сразу сказал - самолет!) оказалось - верно. Но мое шаблонное в чем-то мышление отказывалось вписывать к группе ПТИЦ группу ТРАНСПОРТ, не смотря на то, что в задании не было ограничений. И вот такое в программах практически все.
В защиту хочется сказать, что многие программы обучают решать примеры, логические задачи несколькими способами, учат видеть эти способы.
Т.е., повторюсь, это не трудно, просто нужно перестроить свои мозги. Или забывать всему, чему вас учили раньше )
Ответить Родитель Ссылка 1
0
16.02.2015 01:27:30
Тема "все врут" стала эталоном по количеству интересных вопросов, закопанных под тонной комментариев не по теме. Нужно сделать по ней мануал...
Ответить Ссылка 0
2
16.02.2015 10:27:23
зато мы узнали, как может сужаться окошечко! )
Ответить Родитель Ссылка 2
0
16.02.2015 10:31:10
предлагаю, если что, вопросы, которые звучали там, если интересно, продолжить здесь. Чтобы там не искать.
Ответить Родитель Ссылка 0
1
16.02.2015 13:52:24
у нас ближайшая школа - в закрытом военном городке, но наш дом по прописке тоже туда попадает. началку там хвалят. из-за местонахождения школа немного специфичная, но это вроде и к лучшему. находится прямо в лесу, и в этом же здании - школа искусств, так что ребенок может сам после школы иди на рисование или танцы. из плюсов также то, что одна смена.
но нет продленки - вообще никакой.
Ответить Ссылка 1
0
16.02.2015 17:38:00
знаю я ее, вроде :) Когда я в Екате работала, одна самая хорошая наша агент была учителем русского языка в школе в 32 военном городке. Она была очень милая, и педагог, наверно, хороший, но жаловалась, что для как минимум трети ее учеников русский - неродной, что накладывает отпечаток.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 17:41:10
не, у нас в 19-м - это другая
Ответить Родитель Ссылка 0
0
16.02.2015 20:49:09
Одна смена - это большое благо. Говорю как мать ребенка, два года учившегося со второй. Тяжело.
У нас в районе есть школа с одной сменой, но по отзывам очень слабая и да, там 50% - дети гастарбайтеров.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
17.02.2015 00:21:39
вторая смена - это никогда, особенно для младшеклассников. Ну только если из-за графика работы родителей она вдруг сверх-удобна. Особенно в зимнее время - идешь в школу, а за окном темнеет...
Ответить Родитель Ссылка 0
1
16.02.2015 22:51:54
про удобство или неудобство полной занятости в частной школе - я, когда переехала с мелким в В., стала искать для себя приемлемые варианты. У меня их было 2 - или уходить полностью на тренера и получать хорошо и много, но с полной занятостью и более того, или идти в образование - с существенно более мелкой зп, но возможностью везде мелкого водить. Т.е. у меня получались оба варианты практически равнозначны по оставшимся деньгам.
Т.е. сейчас, пока у меня контракт на 3 года, я не буду ничего менять - конечно, по деньгам я очень теряю, но, с другой стороны, у меня гибкий график и возможность проводить время с ребенком.
Т.е. тут все упирается в зп - если она существенно выше, если ребенок полный день занят, то оно того стоит, если нет - есть варианты :)
Я сейчас рассуждаю так - да, я теряю деньги, но я вкладываю их в своего ребенка, не озвучиваю мелкому, как Джэк писала про репетиторов, но идея именно такая. Т.е. вложить сейчас, чтобы было эффективнее потом.
Ответить Ссылка 1
1
16.02.2015 23:21:54
я рассматриваю такой вариант, тем более, что профессия позволяет и неполную занятость и фриланс, но по себе знаю, что это не мое, мне надо - чтоб от рассвета до заката с полным погружением, иначе я как-то ритм теряю, и ни одну тему не успеваю током разобрать, так, по верхам.
впрочем, совсем полной теперь и не получится, вообще пока плохо себе представляю свой пост-декретный образ жизни, с одним ребенком как=то вроде получалось, но с двумями без постоянного сопровождения бабушкой или специально нанятым человеком - паззл пока не складывается.
посмотрим, куда жизнь вырулит, будем слушать песню ветра. все как всегда.
Ответить Родитель Ссылка 1
0
17.02.2015 00:26:03
спец нанятый человек. Моя мама в Мск, когда су ходил в садик, помогала решать проблемы с перемещениями первоклассника одинокой маме из соседнего подъезда, сейчас крутится между тремя семьями с мелкими - сводного брата и его друзей. В сезон гриппа незаменима. Мелкий бизнес загибается, тот магазинчик, где она работала, закрывается с марта - и такая непруха по всей стране, освободится много энергичных немолодых вменяемых женщин, желающих заработать. Рекомендую такую подращивать по соседству уже сейчас.
Ответить Родитель Ссылка 0
0
17.02.2015 03:37:42
И когда все успевает, прямо супермама,))) год назад, ты писала что мама полы в аптеке моет и живет не в Москве?
"У меня все ходы записаны!" (с)
Ответить Родитель Ссылка 0
0
17.02.2015 10:24:10
"помогала" - 4-5 лет назад. А сейчас крутится в Пушкине - отчим и сводный брат там живут. В оптике, где она еще клиентов обслуживала, место закрылось (кризис), детский магазинчик закрывается (кризис), остались только полы и посидеть с детьми - пока их родителей еще не посокращали и все не сели на ее пенсию - там особо не на чем сидеть...
Ответить Родитель Ссылка 0
0
alisa
20.03.2016 02:10:33
У нас сложностей с первым классом никаких не было, тем более подготовку мы начали за рание. Дольше всего выбирали рюкзак, но в итоге наши подходящий на http://derdiedasbags.ru/. Сейчас ходим во второй класс особых проблем нету.
Ответить Ссылка 0